Ви є тут

Моделі та методи автоматизованої підтримки прийняття рішень щодо технологічної підготовки складального виробництва в літакобудуванні

Автор: 
Топал Олексій Сергійович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2007
Артикул:
3407U000727
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
СИНТЕЗ МОДЕЛЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ РЕШЕНИЙ
ПО РАЗРАБОТКЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ СБОРКИ
НА АВИАСТРОИТЕЛЬНОМ ПРЕДПРИЯТИИ
Как было показано выше, цель создания средств поддержки принятия решений при разработке сборочных технологических процессов может быть достигнута путем решения ряда практических задач. Одной из таких задач является выбор и обоснование моделей функционирования блоков принятия решений в производственных системах. Для решения этой задачи вначале необходимо формально представить процесс принятия решений на производстве, а затем осуществить обоснованный выбор моделей для описания работы решающих блоков.
2.1. Формальное описание проблемы принятия производственных решений в условиях неопределенности
Процесс принятия производственных решений (в том числе комплексных) происходит в условиях неопределенности, в связи с чем, актуальна задача снижения этих неопределенностей для повышения в общем случае качества формируемых решений. В данном разделе будет рассмотрен один из видов неопределенности, наиболее сильно проявляющийся в процессе принятия комплексных решений, а именно, неопределенность, связанная с агрегированием знаний (данных) из различных источников.
Рассмотрим подходы к описанию процесса принятия решений в целом. В работах М.Д. Месаровича [64, 65] приведен принцип разделения процесса принятия решений на уровни сложности, таким образом, решение сложной проблемы принятия решений заменяется решением семейства последовательно упорядоченных более простых подпроблем, так что полученные решения всех подпроблем этого семейства дает решение исходной проблемы. Такое разделение называется "иерархией слоев принятия решений" ниже будет показано, что подобный многослойный подход к описанию принятия сложных решений применим и к процессу принятия решений в технологической подготовке производства на машиностроительном предприятии.
Для анализа процесса принятия решений в сложной системе необходимо формально описать существующую проблему, а также возможность ее решения. Данное описание должно дать возможность декомпозиции проблемы на слои (слои сложности принимаемых решений), что в свою очередь позволит классифицировать неопределенности, влияние которых необходимо будет снизить в процессе решения подпроблем, выделенных в ходе декомпозиции исходной проблемы. Кроме того, несомненным достоинством рассматриваемого подхода является то, что номенклатура производственных решений четко ограничена масштабами и сложностью, определенными для каждого слоя. Например, в структуре любого производственного предприятия одним из типичных слоев принятия решений является "цех". Масштабы принимаемых решений определяются производственными инструкциями лица, принимающего решения. Сложность решения определяется полностью рамками конкретного цеха (число элементов, участвующих в решении и количество взаимосвязей между ними).
Опишем в общем случае проблему принятия производственных решений в условиях неопределенности четверкой объектов [64, 65]
(2.1)
где - множество допустимых альтернативных решений;
- множество неопределенностей (возмущений); при этом возмущения могут быть различного типа - как внешними, там и внутренними (относительно границ системы)
- функция затрат, описывающая множество оценок при выборе того или иного варианта решения.
Это функция вида
, (2.2)
где V - множество оценок;
- функция допустимости, определяемая следующим образом
. (2.3)
Проблема принятия решений в таком случае определяется как выбор допустимого решения такого, что для каждой неопределенности из множества неопределенностей затраты находятся ниже предела удовлетворительности, который определяется функцией , то есть выполняется неравенство
. (2.4)
Удовлетворение неравенства (2.4) необходимо, т.к. выбираются только решения из набора допустимых альтернативных решений.
Таким образом, условие выбора конкретного решения из набора допустимых альтернативных решений без учета его оптимальности записывается следующим образом:
, (2.5)
где - множество коэффициентов неопределенностей из .
Подобный подход позволяет описать процесс принятия решений вне зависимости от предметной области и присущих принятию решений видов неопределенностей.
2.1.1. Описание множества альтернативных производственных решений на примере реализации ТПП на авиастроительном предприятии. Технологические процессы разрабатываются при подготовке производства изделий, конструкции которых отработаны на технологичность. Различают три вида ТП: единичный, типовой и групповой. Единичный ТП разрабатывается для уникальных деталей, которые используются в изделии, на доработки и отклонения в конструкции. Групповой ТП предназначен для совместного изготовления группы изделий различной конфигурации в конкретных условиях производства на специализированных рабочих местах. Типовой ТП характеризуется единством содержания и последовательности большинства технологических операций для группы изделий, обладающих общими конструктивными признаками. Типизация основана на разделении деталей на группы. На самолетостроительных предприятиях, как и на большинстве мелкосерийных, типовые ТП используются преимущественно для изготовления деталей, получаемых механообработкой, а единичные групповые технологические процессы используются при сборке агрегатов и всего изделия в целом. Групповые ТП практически не используются в силу специфичности деталей, входящих в изделие.
Разработка технологического процесса изготовления детали (для упрощения будем рассматривать именно такой техпроцесс) начинается с создания ведомости расцеховки (ВР) по узлу или агрегату, в который входит эта деталь. Создание ведомости расцеховки - это первый шаг (после технологической проработки изделия в целом) при разработке технологического процесса, как для всего изделия, так и для отдельных деталей и узлов.
На этом шаге осуществляется формирование маршрута изготовления конкретной детали по цехам в зависимости