Ви є тут

Критерії відбору та прогнозування спортивного удосконалювання в акробатичному рок-н-ролі

Автор: 
Артем\'єва Галина Павлівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2008
Артикул:
0408U000626
129 грн
Додати в кошик

Вміст

раздел 2
методы и организация исследований
2.1. Педагогические и морфометрические методы исследования
Педагогические методы, использованные при проведении исследований, заключались
в определении двигательных качеств (силы, гибкости, выносливости, быстроты,
координации движений, ловкости), анализе тренировочного процесса, анкетировании
тренеров и спортсменов, беседах, аутоинтервьюировании [1, 21, 59, 54, 187].
В оценке двигательных качеств используются инструментальные методы.
При измерении силы используются показания кистевого и станового динамометров, в
отдельных случаях находит применение динамометр Розенблата. Однако в
подавляющем большинстве случаев для этой цели применяют метод выполнения
силовых упражнений, таких, как приседание максимальное количество раз, сгибание
и разгибание рук в упоре лёжа максимальное количество раз. Следует отметить,
что используемые тесты силовых упражнений совершенно не учитывают
антропометрические особенности телосложения и необъективно отражают проявление
абсолютной силы индивида [122, 214].
В научных исследованиях широко используется динамометрия отдельных мышечных
групп с контролем не только развиваемых усилий, но и гониометрических
показателей расположения биокинематических звеньев. Однако соотношение силовых
усилий, а тем более динамика их развития при изменяющихся кинематических
характеристиках биозвеньев, остаётся открытым вопросом.
Для оценки качества гибкости также используются определённые упражнения, такие
как наклон вперёд – «складка», наклон назад ? «мостик», «шпагаты», «выкруты» в
плечах с гимнастической палкой. Результаты этих упражнений отражают в известной
мере данное качество и находят широкое применение в спортивной практике. Однако
они показывают лишь проявление способности и меру её развития. Тем не менее,
данные тесты находят широкое использование в спортивной практике как
единственный способ оценки подвижности в суставах, но без указания долевого
участия каждого из них в получении конечного результата.
Любая физическая подготовка оценивается способностью длительно выполнять
заданную работу. Данное физическое качество определено как выносливость. Теория
физического воспитания выделяет понятия «общей» и «специальной выносливости».
Наряду с понятием «общая выносливость» появились такие понятия, как
«техническая», «координационная выносливост», «силовая», «коростная»,
«скоростно-силовая выносливость». Такие определения имеют полное обоснование,
так, как само понятие выносливости характеризуется способностью сохранять
максимально долго работу заданного характера. Следовательно, сколько есть
разновидностей деятельности, столько и видов «специальной выносливости»
(например, удержание ноги под заданным углом). С этой точки зрения менее
определённым выступает понятие «общая выносливость» (приседание с заданной
частотой). В любом случае, мерой выносливости выступает время выполнения работы
заданного характера либо её объём при непрерывном выполнении [213].
Любая двигательная деятельность сопровождается проявлением усилий, скорости их
развития, координации их соотношения, что, естественно, требует постоянного
долевого участия этих показателей или соотношения видов «специальной
выносливости». Это соотношение и выражает общий итог деятельности или «общую
выносливость». Говоря о развитии общей выносливости, естественно, следует
отметить наиболее «узкое» звено специальной выносливости, которое лимитирует
продолжительность осуществления целостного проявления выполняемой двигательной
деятельности.
Соотношения видов специальной выносливости в обеспечении общей выносливости не
рассматривается в специальной научной литературе. Повышение общей выносливости
в большинстве случаев решается нерациональным путем. Так, вместо того, чтобы
обратить внимание на «узкое» звено в подготовке специальной выносливости,
используют бег, как наиболее распространённое средство повышения общей
выносливости, что является не всегда правильным решением поставленной задачи.
Одним из определяющих показателей физической работы выступает быстрота смены
режима её выполнения. Следует отметить, что традиционно используемый термин
«быстрота» в физическом понимании его содержания соответствует понятию
«ускорение». Во всех случаях, когда говорят о быстроте, как одном из
двигательных качеств, речь идёт о быстроте смены режима работы – его нарастания
или замедления. Используемые тесты для определения быстроты только косвенным
образом отражают это качество. Пробегание коротких отрезков, скорость
выполнения отдельных движений, скорость отдельных двигательных реакций только
опосредованно связаны с проявлением быстроты (нами применялся тест Тесленко).
Во всех случаях целесообразно говорить о скорости реакции, которая существенным
образом зависит от текущего состояния, в то время как быстрота – это врождённое
качество, котолрое измеряется разностью состояний, произошедшей за единицу
времени или, в более общем определении, ? это изменение какой-либо
характеристики на единицу измерения моментов её регистрации.
Что касается быстроты развития усилия, можно говорить о скорости её приращения
на единицу времени и на величину угла разгиба в составе биокинематической цепи.
Таким образом, при определении качества быстроты практически не используются
адекватные методики. Во всех используемых методиках речь идёт о скорости
реакции, что не соотносится однооднозначно со скоростью её развития.
Любая двигательная деятельность, достигающая высокого уровня организации,
всегда характеризуется точностью своего исполнения, что позволяет говорить о
таком качестве, как координация движен