Ви є тут

Соціокультурний діалог в умовах глобалізації і мусульманського "ренесансу"

Автор: 
Атік Аніса Ахмедівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2008
Артикул:
0408U003148
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ДИАЛОГА
2.1. Исторические и социокультурные предпосылки диалога Запада и мусульманского Востока
Происходящие в современном мире процессы и глобальные сдвиги оказывают серьезное влияние на социокультурный аспект жизни общества. Следует отметить, что зачастую религия является главной составляющей частью культуры, главным источником морально-нравственных традиций общества. Поэтому крайне важно рассмотреть вопрос о межрелигиозном диалоге.
Сегодняшние реалии культурной и политической жизни актуализируют проблему "диалога религий", прежде всего, мировых религий: ислама и христианства, представляющих сегодня цивилизации Востока и Запада.
Как показывает история тысячелетней давности, в отношениях между мусульманами и христианами имели место предвзятость и нетерпимость, а порой открытые конфликты и враждебность. Сегодня в эпоху глобализации, когда становится неизбежным соприкосновение культур, необходим поиск путей урегулирования конфликтов и осуществления социального мира и согласия.
Говоря о "диалоге религий", мы непременно столкнемся с некой антиномией. С одной стороны, любая религия основана на принципе монополизма, выраженного в идее абсолютизации своих ценностей и догматов, что, казалось бы, не совместимо с принципами диалога. Но с другой стороны, в любой религии существует ценность общения верующих, в пределах которой начинает свое формирование диалогическое мышление. Важнейшим условием диалога является баланс межрелигиозного общения. Преобладание той или иной стороны ведет за собой смешение религиозных пространств, либо раскол религиозного мира на изолированные религиозные пространства. Оба варианта взятые в отдельности, негативны. Диалогический способ мышления предполагает поиск общих ценностей, не утрачивая при этом индивидуальные.
Богословские споры и диспуты между христианами, мусульманами и представителей других религий, возникающие в пределах культуры теоцентризма, зачастую несли значительный заряд монологической традиции, поэтому нередко заканчивались конфронтацией, расколом. А ведь от уровня и результативности межрелигиозного диалога во многом зависит будущее отношений между народами, населяющими нашу планету. Поэтому сегодня диалог можно осуществлять в форме интеллектуального общения между странами, народами, отдельными людьми, общественными и религиозными организациями, в особенности в виде целенаправленных контактов между последователями отдельных религий.
Так с развитием теологии, религиозной философии возрастает ценность диспута, дискуссии, в процессе которых, по мнению религиозных мыслителей, открывается истина о Боге и возникают идеи справедливости, сострадания, терпимости в общении между Нами и Другими, а ценность плюрализма зарождается внутри общего религиозного мировоззрения.
История религий зачастую, как уже упоминалось, преподносится как история непримиримой борьбы с инакомыслием. Тем не менее, можно привести большое количество примеров постепенного формирования культуры диалога, основанного на общих религиозных ценностях двух мировых религий, в особенности это касается многоконфессиональных обществ, как западных, так и восточных. Об этом свидетельствуют многочисленные встречи, конференции, симпозиумы, коллоквиумы с участием представителей различных вероисповеданий. Возникли новые специальные церковные институты, религиозные организации и исследовательские группы, которые призваны способствовать развитию контактов между религиями, углублению взаимопонимания между их адептами.
История мировых религий связана с изменениями и преобразованиями, которые прошли все мировые религии. Такие изменения являются реакцией на изменяющиеся условия жизни в многообразном и сложном мире. Модернизационные процессы в религии связаны с необходимостью в открытости, толерантности, способности к общению, поскольку "изоляция" ведет к энтропии, постепенной деградации и распаду. Примеров такого рода изолированных сект, чье существование обречено на распад в силу крайней интровертности и нетерпимости достаточно много. Одновременно открытость к общению, толерантность, направленность на диалог становятся условием роста авторитета и популярности той или иной конфессии в мире.
Ислам и христианство провозглашают себя религиями мира и любви. В интенции так оно и есть, однако важным является, как они действовали и действуют в истории. Религиозные лидеры ведут себя как последователи истины в последней инстанции со всеми вытекающими логическими и практическими последствиями, хотя как христианство, так и ислам призывают к миру и терпимости.
Употребление термина "восток" в истории культуры не всегда и не вполне соответствует географическому местоположению тех стран, о которых идет речь. К примеру, по отношению к Украине культурные области Передней Азии, а так же Северной Африки, причисляемые к Востоку, должны были бы называться Югом.
Понятие о Востоке как особом мире, противоположном "Западу", впервые возникло в Римской империи. Западом они называли греческий мир с центром в районе Эгейского моря, а Восток - область древних восточных цивилизаций, простирающихся от Египта до границ Индии. Европейской наукой для стран Старого Света - Китая и Индии был предложен термин "Дальний Восток". Некоторые исследователи предполагают, что история Дальнего Востока представляет картину развития культуры, совершенно независимого от Запада, тогда как культура Европы и Ближнего Востока восходит к одним и тем же основам [17, с. 6-8].
Как известно, многовековая история взаимодействия Востока и Запада складывалась на основе различных политических, экономических и культурных факторов, определявших мотивы противостояния или взаимообогащения. Какими бы враждебными ни были установки одной религии по отношению к другой, между ними всегда постоянно происходило общение, подспудный обмен ценностями. Следует подчеркнуть, что исторически и генетически обе культуры имели общие или, точнее, близкие