Ви є тут

Теоретико-методичні основи системи багаторічної фізичної підготовки юних дзюдоїстів

Автор: 
Ягелло Владислав
Тип роботи: 
Дис. докт. наук
Рік: 
2003
Артикул:
0503U000424
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
Для решения поставленных задачь был использован системный подход [110]
позволивший рассматривать объект как открытую динамическую систему, которая
организована на основани двух взаимосвязаных факторов – биологичекого развития
и социального (тренировочного) воздействия. Такой подход предусматривал
разработку целого комплекса методов позволяющих определить не только
особенности, но и закономерности формирования спортивного мастерства юных
дзюдоистов.
2.1. Организация и материалы исследований
Исследования проводились в период с 1993 по 2002 гг. в Национальном
университете физического воспитания и спорта Украины, в Академии физического
воспитания во Вроцлаве и в Академии физического воспитания имени Юзефа
Пилсудского в Варшаве.
Широта и разноплановость изучаемой проблемы обусловили различные подходы к
организации исследований.
По содержанию исследования условно разделяются на несколько проблемных групп:
1. Структура и содержание многолетней спортивной подготовки дзюдоистов.
2. Возрастные особенности общей физической подготовки дзюдоистов.
3. Возрастные особенности физического развития и функциональных возможностей
молодых дзюдоистов.
4. Концептуальный анализ с целью интеграции проблем в единую научно
обоснованную систему многолетней физической подготовки молодых дзюдоистов.
Такая структура исследований требовала и определенной организационной
хронологии.
В связи с этим организация исследований учитывала последовательное, но в
определенные моменты взаимопроникающее раскрытие упомянутых выше научных
проблем.
Первый этап исследований (1993-1995 гг.) - теоретический анализ проблемы,
определение основных направлений исследований, формулировка гипотезы, выбор
методологии исследования и основного состава используемых в них методов.
Второй этап (1995-1996 гг.) - изучение структуры многолетней спортивной
подготовки дзюдоистов, с использованием анализа научно-методической литературы
и обобщение опыта мировой практики.
Исследованями были охвачены лучшие дзюдоистов мира и их тренеры, в общей
сложности свыше 300 спортсменов в истории этого вида спорта. По результатам
иследований данного этапа в 2000 г. была издана монография „Wieloletni trening
judokуw”[233].
Третий этап (1996-1998 гг.) посвящен изучению возрастных особенностей структуры
физической подготовленности юных дзюдоистов.
В педагогических экспериментах приняли участие 224 квалифицированных дзюдоиста
в возрасте 11-17 лет члены различных польских клубов, в большинстве – из
Нижного Шльонска („АZS Wrocіaw”, „Juwenia”, „Gwardia-Wrocіaw”).
На данном этапе обоснована структура общей физической подготовленности молодых
дзюдоистов, определена информационная значимость ее компонентов и сенситивные
периоды развития двигательных способностей. Обоснована система управления,
контроля и избирательного планирования тренировочных нагрузок в процессе
многолетней спортивной подготовки юных дзюдоистов.
Четвертый этап (1998-2000 гг.) - анализ возрастных особенностей физического
развития и функциональных возможностей молодых дзюдоистов.
В 1998-2000 гг. Проведен массовый педагогический эксперимент, включавший 569
квалифицированных дзюдоистов со стажем от 1-го до 12 лет. Исследования
проводились в клубах „AZS-AWF Wrocіaw”, KS „Gwardia Wrocіaw”, „AZS-AWF
Warszawa”, а также на тренировочных сборах сборной команды Польши, проходивших
в Olejnicy, Rudnie и Cetniewie.
Полученые даные позволили определить влияние направленных тренировочных
нагрузок в дзюдо на процесс развития физических способностей, функциональных
возможностей и физического развития. Часть результатов исследований третьего и
четвертого этапов представлены в моногафии „Przygotowanie fizyczne mіodego
sportowca” [234], а также в книге, написанной нами в соавторстве с профессором
R.M.Kalin№, – „Zabawowe formy walki w wychowaniu fizycznym i treningu
sportowym” [264].
Пятый этап (2000-2002 гг.) - теоретическое обобщение результатов многолетних
исследований, объектом которых были юные дзюдоисты. На данном этапе разработана
концепция оптимального функционированя системы многолетней физической
подготовки юных дзюдоистов, которая представлена в монографии
„Теоретико-методические основы системы многолетней физической подготовки юных
дзюдоистов” [156].
2.2. Методы исследований
В наших исследованиях достижение цели и конкретных задач работы стало возможным
благодаря широкому использованию на различных уровнях познания проблеммы
общенаучных методов [80, 133, 198, 324] анализа и синтеза конкретного
фактического материала, имеющегося и доступной нам обширной специальной
литературы.
2.2.1. Методы теоретического уровня познания.
Анализ, синтез, индукция, дедукция, проведение аналогий, моделирование и
системный подход использовались для определения сущности нашей проблемы,
объекта и предмета исследований, для формулировки гипотезы, цели и задач
исследований, а также формирования основных положений многолетней подготовки
дзюдоистов.
Метод анализа широко применялся на начальном этапе работы при выделении в
проблематике многолетней спортивной подготовки общих и частных вопросов,
требующих их изолированного рассмотрения.
Метод синтеза использовался на заключительных этапах – при интеграции
многообразия полученных фактов в принципиальные положения многолетней
спортивной подготовки дзюдоистов.
Метод индукции давал нам возможность расширить границы применения нового
знания, которое было получено на материале других видов спорта и
трансформировать на область дзюдо.