Ви є тут

- к выразительному движению : Верб. средства в педагогике клас. танца

Автор: 
не задано
Тип роботи: 
не задано
Рік: 
1996
Артикул:
556569
179 грн
Додати в кошик

Вміст

*
Оглавление:
Введение. ........................................................ с.2
Глава I. Речевое воздействие в хореографической педагогике.
1.1. Особенности процесса обучения хореографическим движениям.
(Педагогический показ и объяснение. Визуальные и образные инструкции”).................................................. с .38
1.2. Хореографический термин и образно-метафорический сигнал.
"Опорные сигналы" в балетной педагогике). .................... с.77
1.3. Педагогическое общение при обучении хореографическим дисциплинам (приемы и способы речевого воздействия в балетной педагогике)...................................................... с. 107
1.4. Педагогическая речь - составная часть мастерства педагога-хореографа........................................................ с.125
Глава II. Педагогический эксперимент по внедрению приемов и способов речевого воздействия практику преподавания классическою танца : методика и результаты.
2.1. Экспериментальные методы проверки качества усвоения с. 129
танцевально-выразительных и координационных навыков...........
2.2. Результаты экспериментальных исследований эффективности применения приемов и способов речевого воздействия в обучении хореографии....................................................... с.133
Заключение........................................................ с.156
Выводы............................................................ с. 164
Приложение :
1) Таблицы........................................................ с. 169
2) Краткий словарь образно-метафорических выражений, используемых педагогами-хореографами в обучении основам танцевального искусства ("азбуки" классического танца).................................... с.174
Литературный указатель.
с.184
2
ВВЕДЕНИЕ.
"У педагогики, как и у искусства танца, нет и не может бьггь законченной формулы, некой последней степени совершенства. Жизнь вьщвигает все новые и новые задачи, и педагогика должна быть гибкой, оставаясь при этом верной традициям, заветы и опыт которых она впитала... "Обновление - или смерть!" - этот девиз относится к педагогике". (Мессерер А.М. 137 с.260).
Говоря об особенностях преподавания дисциплины "Классический танец", Н.И.Тарасов подчеркивал : "Сам предмет требует того, чтобы замечания педагога отличались целеустремленностью, образностью, четкостью... Обращаться к ученикам необходимо очень нацелено, коротко и точно. Расплывчатые, многословные замечания малодейственны". (Тарасов Н.И., 212 с.91 ).
Кафедра хореографии Российской академии театрального искусства имеет большой опыт по профессиональному педагогическому общению. Не случайно именно здесь родилась идея данной работы. В прошлом блестящие, талантливые артисты балетной сцены, сегодня выдающиеся педагоги мирового уровня, профессора и преподаватели : Р.С.Стручкова-Лапаури, Е.П.Валукин, Я.Д.Сех, Л.М.Таланкина и многие другие мастерски владеют выразительным, образным словом. Их объяснения, эмоциональная, мелодическая речь очаровывает, заставляет ясно представить себе образ исполняемого движения. То, что невозможно передать педагогическим показом, передается через слово, через эмоциональночувственный образ, при помощи сравнения, метафоры.
Р.С.Стручкова-Лапаури, Е.П.Валукин, АЛ.Гройсман при подготовке будущих педагогов-хорсографов на занятиях и лекциях подчеркивают, что объяснения педагога не только передают знания по методике классического танца, но прививают ученикам художественную культуру, воспитывают способность мыслить творчески.
18
4. Приемы речевого интонирования и мелодико-ритмической окраски произносимой речи, применяемые для усиления активности внимания учеников и передачи характера изучаемого действия (движения);
5. Методику использования вербальных и образных ассоциативных связей для эффективности восприятия и прочности усвоения танцевальных действий;
6. Использование игровых приемов в речевом воздействии для стимулирования творческого подражания;
7. Принципы подбора речевых средств с учетом половозрастных, психофизиологических и интеллектуальных особенностей учеников.
Чтобы яснее обозначить характер исследуемого материала, необходимо ввести понятие "Вербальная лексика педагога классического танца",** отражающее совокупность слов и выражений, при помощи которых педагог-хореограф осуществляет учебно-педагогическое общение - передачу учебной информации о движениях классического танца, т.е. оказывает на учеников учебнопедагогическое воздействие.
Термин "Вербальная лексика балетной педагогики" выдвигается в связи с тем, что понятие "лексика" употребляется в хореографическом искусстве. Например, "хореографическая лексика", "лексика классического танца" и так далее, где под лексикой подразумевается состав элементов танцевальнопластического языка какого-либо вида танца. (Энциклопедия "Балет", 240 с.564). "Хореографическая лексика - отдельные движения (pas) и позы, из которых складывается танец как художественное целое." (Энциклопедия "Балет",
240 с.563). Вербальная лексика балетной педагогики - это словарь речевых средств педагога-хореографа.
* В речевое интонирование входит единство взаимосвязанных компонентов: мелодики, интенсивности, длительности, темпа речи и тембра произнесения. (Лингвистический энциклопедический словарь, 125 с. 197).
* Или "Вербальная лексика бдл€ти£й гкдлгопнек'’.
19
Вербальная лексика, используемая в отечественной русскоязычной балетной педагогике в основном состоит из терминов (балетная терминология французского и русского языков идиом (устойчивого и неустойчивого характера), профессионализмов и жаргонизмов, слов и выражений корригирующего характера, слов и выражений образно-метафорического характера. Балетные термины в процессе преподавания функционируют как знаки, кратко и точно обозначающие и, иногда, одновременно характеризующие какое-либо качество движения.
Образно-метафорические выражения в лексике педагога (ОМВ) имеют аналогичные, но более широкие функции чем хореографические термины.
ОМВ информационно более действенны чем термины, так как более точно характеризуют двигательные действия (прогнись "как ивовая ветка"), они многофункциональны как средство целенаправленного педагогического воздействия.
Усваивая содержащиеся в них данные о движении (или положении), ученики не только узнают (идентифицируют) движение, но и получают необходимую информацию о его качествах и особенностях исполнения. Это - опорные сигналы, легко доступные для восприятия учеников и эффективные как средства обучения.
Хореографический термин (французский) воспринимается учениками, как отвлеченный сигнал. Поэтому педагог вводит дополнительные сигналы, в качестве образно-метафорических выражений, которые "указывают" ученику на отличительный характер движения, на другие важные его особенности и черты.
Французская хореографическая терминология далеко не полностью "охватывает" все современные движения классического танца. Поэтому возникает необходимость изучать и систематизировать вербальную хореографическую