/У
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.........................................................3
ГЛАВА ПЕРВАЯ
1.1 Русский пейзаж X1X века в оценке художественной критики 11
1.2. Проблема художественных поисков в русской пейзажной живописи второй половины XIX века.............................13
1.3. Техника масляной живописи второй половины XIX века и художественные материалы, доступные русским живописцам........23
ГЛАВА ВТОРАЯ
2.1. От классицизма до задач пленэра. Пространство видового пейзажа Ф.М. Матвеева, свет и воздух в картинах С.Ф.Щедрина и М..Н. Воробьёва.................................34
2.2. Взаимодействие света и цвета в пространстве в пейзажах
И.К.Айвазовского и А.И. Куинджи............................57
2.3. Проблема среды. Цвет в природе и цвет в картине.
Опыты Ф.А. Васильева, И.И. Шишкина, И.И. Левитана..........88
2.4. Светосила цвета и сила света в пейзажах
К.А. Коровина.............................................147
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
Техника живописи русских пейзажистов ХЗХ века.
По материалам исследований произведений Кировского
художественного музея.....................................167
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................•..................173
ПРИМЕЧАНИЯ.....................................................177
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК........................................211
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Русский пейзаж второй половины XIX века по своим живописным проблемам представляет достаточно интересный объект для изучения. В отечественном искусствознании существуют фундаментальные труды, в которых нашли отражение различные аспекты творчества выдающихся художников. Но, к сожалению, в этих 'грудах мало уделяется внимания технической стороне живописи, а, между тем, именно в технике живописи заложены основы творческого метода художника. Анализ построения структуры картины, оптические характеристики красочного слоя, технические приёмы нанесения красочного материала, химические составы красок во многом обогащают понимание особенностей живописного процесса создания произведения. Изучение живописи на основе комплекса методов (рентгенографии, микроскопии, химического анализа, ультрафиолетовых и инфракрасных излучений) позволяет, например, в элементах структуры картины (грунт, имприматура, подмалёвок, красочная фактура) выявить индивидуальные приёмы пластического построения формы, передачи пространства, световоздушной среды. И таким образом понять процессы, влияющие на формирование творческого метода художника
В предлагаемой работе мы обратились к исследованию пейзажа второй половины XIX века и выбрали такой аспект, который в нашем искусствознании менее всего изучен, а именно взаимосвязь стилистики и техники живописи.
Во второй половине XIX века русская пейзажная живопись достигла своего расцвета, сложившись в яркое самобытное явление. В этом огромную роль сыграли творческие достижения таких крупнейших пейзажистов как А.К. Саврасов, И.К. Айвазовский. Ф.А. Васильев, А.И. Куинджи, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, А.М. Васнецов и К.А. Коровин. Утверждая идею
23
отношений, светотени. Также, чтобы заниматься живописью, художнику необходимо понимать законы перспективы, в частности, световоздушной (цветовой), композиционные и колористические системы и законы их взаимодействия. Во многом успех живописи заключается в знании структурных и фактурных построений, а именно - участие грунта, имприматуры, конструкции подмалёвка в тональности картины.
1.3.Техника масляной живописи второй половины XIX века и художественные материалы, доступные русским живописцам
Во второй половине XIX - начале XX в.в. вопросами техники и технологии живописи занимались как зарубежные, так и (хотя и немногие) отечественные учёные. А.Н. Лужецкая отмечает, что в 1868 г. издаётся перевод книги Гу пил я «Руководство к живописи масляными красками», которая предназначалась, прежде всего, для любителей.32 Вопросы техники интересуют художников, что видно из переписки, например, И.Н. Крамского, Ф.А. Васильева, И.Е. Репина.
Крамской одним из первых поднял вопрос о качестве живописи в техническом аспекте. В письме Репину он писал, «что нужно двинуться к свету, краскам, воздуху... много надобно работать над техникой».33 Художники замечали, что живопись их со временем темнела, краски жухли. Об этом писал Крамскому Васильев. Репин же писал Петрушевскому о красках и сиккативах, качество которых ценил сам: «Наши ученики в Академии художеств всегда работают красками Мевеса из Берлина...В ходу у нас также и досекинские (которые очень недурны) из Москвы. О красках Муссини как-то замолчали и они не входу. Пробуют также краски эмалевые. Кружок Киплика увлекался эмалевыми. Кардовский, Грабарь и другие русские художники в Мюнхене очень усердно занимались техникой красок. Лично я бы порекомендовал Вашему вниманию краски Корманского из Кракова. Их можно сравнить только с английскими... Жидкость для живописи
24
между учениками в большом ходу «специал». По запаху это нефтяное масло. Оно очень скоро сохнет, мало жухнет и очень приятно и легко в работе».35
Учёные Ф.Ф. Петрушевский и П.Я. Агеев, регулярно публиковали свои
л /
работы в «Вестнике изящных искусств». Так, в этом издании печатались статьи Агеева «Реставрация масляных картин», «Технические заметки по живописи», «Краски нового времени», а также «Старинные руководства по живописи» - переводы выдержек из трактатов по живописи Ченнини, Арменини, Леонардо да Винчи, П. Ломаццо, Вазари, Рафаэля, Борзини и комментарии к ним. Выходили также статьи Петрушевского, например, «Выбор красок для живописи», «Краски и живопись; Пособие для художников». В публикациях учёных сообщались сведения о красках, их стойкости, способности медленно или быстро сохнуть, причинах их изменений, о связующих, сиккативах.
В конце XIX века вышла уже упоминаемая нами книга Вибера «Живопись и её средства», которая, по словам Б. Иогансона, сыграла большую роль в развитии техники живописи русских художников. Автор приводит список пигментов, пишет о свойствах красящих материалов, растворителях, сиккативах. Вибер советует художникам внимательнее относиться к материалам, «чтобы произведения их насколько возможно дольше оставались такими, какими они вышли из-под кисти».37 Анреп в статье «Беседы о живописной технике» говорит о преимуществах масла, которое даёт возможность писать густыми красками и тончайшими лессировками, способно придавать прозрачность и глубину краскам, передавать градацию тонов.
Начиная с 1920-х годов, появляются исследования в области технологии
ло
живописи и живописных материалов таких авторов, как Ф.И. Рерберг , Д.И. Киплик, A.A. Рыбников, A.B. Виннер, А.Н. Лужецкая, Ю.И. Гренберг Теперь перейдём к более детальному анализу материалов живописи, начиная с основы и завершая покровными лаками.
- Киев+380960830922