Содержание
Введение............................................................. 3
Глава 1
Теоретико-методологические основы фамилистического анализа массового сознания.................................................. 17
§ I Специфика частушки как народного жанра в социологическом исследовании семьи.................................................. 17
§2 Особенности социологического анализа частушки.................. 44
Глава 2
Интерпретация брачно-семейных отношений в русском фольклоре конца XIX - начала XXI века......................................... 58
§ 1 Трактовка в устном народном творчестве кризисных тенденций семейных отношений.................................................. 58
§2. Основные характеристики брачного поведения в устном народном творчестве........................................................................................... 83
§3 Отражение в фольклоре изменений структуры семейных ролей и норм брачно-семейного поведения.................................... 120
Заключение........................................................ 147
Список литературы
154
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Проблемы низкой рождаемости, семьи, материнства и детства все чаще становятся предметом дискуссий в правительственных кругах, на телевидении и в прессе. Острота демографической ситуации в стране заставила приступить к разработке конкретных программ, направленных на устранение убыли населения России. «Повышение уровня рождаемости, укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений,...пропаганда ценностей семьи, усиление государственной поддержки семей, имеющих детей»1 возведены в ранг приоритетных задач государства.
Научный интерес к изучению семьи и семейных отношений всегда был достаточно высок: «издревле все попытки осмысления общественной жизни людей, так или иначе, но неминуемо были связаны с пониманием семейно-ролевой организации»“. До середины XIX в. философы и историки рассматривали общество как разросшуюся семью, как общество в миниатюре. Современное состояние института семьи характеризуется резким снижением значимости семейного образа жизни в общественном мнении, падением уровня брачности и рождаемости, ростом сожительств и разводов, ослаблением социального и воспитательного потенциала семьи. Как свидетельствует целый ряд социологических исследований3, многие из наблюдающихся в настоящее время кризисных процессов в семье являются продолжением тенденций, образовавшихся в те годы, когда семья как уникальный посредник между личностью и обществом стала объектом для
1 Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года: Справка к Укачу Президента Российской Федерации от 11.10.2007 // Президент России. Официальный сайг. http://www.prcsident.lCTcmlin.nj/tcxt/docs/2007/lG/147927.shtrnl.
2 Социология семьи. / Под ред. проф. А.И. Антонова. - 2-е изд., перераб. и доп. М., 2005. С. 17.
3 См., например: Антонов А.И. Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века. Размышления о семейной политике, о возможности противодействия упадку семьи и депопуляции. М., 2000; Борисов В.А. Демографическая дезорганизация России: 1897-2007. Избранные демографические труды / Рсд.-состав. А.И. Антонов. М., 2007.
16
«Фамилистический анализ массового сознания». Диссертант - Лауреат III Всероссийского конкурса работ студентов, аспирантов и молодых ученых по социологии «Кареев 2006».
Структура диссертационной работы Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка литературы.
17
ГЛАВА 1
Теоретико-методологические основы фамилнстического анализа
массового сознания
§ 1 Специфика частушки как народного жанра в социологическом исследовании семьи
Народная культура или фольклор — «совокупность различных видов и форм художественного массового словесного творчества, вошедших в бытовую традицию того или иного народа»32. Как часть культуры фольклор весьма точно отражает действительность, в том числе и потому, что меньше зависит от идеологии, от официальных взглядов и норм. Данный жанр почти не подвластен цензуре и показывает события такими, какими они представляются авторам, а не гак как их выгодно преподносить правящему режиму. В этом и заключается одно из основных отличий фольклорной информации от сведений, взятых из произведений официальной культуры, которая более конъюнктурна и подвижна, вынуждена, так или иначе, подстраиваться иод цели и задачи государственной системы. Более того, народная культура имеет особенность «давать пышную поросль в тех частях земного шара, где существуют тоталитарные режимы и жесткая цензура... Связь между этими явлениями, по-видимому, обратно пропорциональна...»33.
Произведения фольклора в качестве материала для социологического исследования имеют преимущества перед другими источниками информации, так как создаются «не по заказу», а, если можно так сказать, «по велению души». «Это своеобразный накопитель народной мудрости, кристаллизующийся в течение столетий и отражающий различные аспекты обыденной жизни многих поколений»34. Фольклор создается, передается от человека к человеку, живет во времени — и все это задолго до того как появляются его исследователи. В этой связи объективность оценок тех или
12 Литературным энциклопедический словарь / Под ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева. М., 1987.
С. 234.
хх Дандес Л. Фольклор: семиотика и/или психоанализ: Сб. сг. / Пер. с англ. A.C. Архипова. М., 2003. С. 189.
м Всрховин В.И. Опыт интерпретации монетарных стереотипов в русском фольклоре // Общественные
науки и современность. 1997. №4. С. 175.
- Киев+380960830922