СОДЕРЖАНИЕ
Введение..............................
Глава I. Теоретико-методологические основы охраны и использования памятников истории и культуры
1.1. Общественное сознание в векторе государственно-правовой охраны
памятников истории и культуры...........................................15
1.2. Термины и понятия, используемые в нормативных актах об охране и использовании памятников истории и культуры.............................19
1.3. Памятник каюпредмет охраны и использования.........................24
1.4. Классификация памятников истории и культуры........................31
Глава II. Становление и развитие российского законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры
2.1. Становление правосознания в отношении сохранения памятников истории и культуры в России X - XVI веков...............................40
2.2. Нормативные акты о сохранении памятников истории и культуры в России XVII - начала XX веков...........................................46
2.3. Советское законодательство об охране и использовании памятников истории и культуры......................................................57
2.4. Сравнительный анализ федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации об охране памятников истории и культуры......................................................70
2.5. Тенденции развития федерального законодательства в области сохранения памятников истории и культуры................................76
Глава III. Понятие и сущность охраны и использования памятников истории и культуры
3.1. Неразрывность понятий «охраны» и «использования» памятников истории и культуры.....................................................103
3.2. Основные принципы охраны и использования памятников истории и культуры...............................................................107
3.3. Государственные функции по охране и использованию памятников истории и культуры.....................................................111
Заключение............................................................120
Список источников......................................................126
Список литературы......................................................149.
Приложение............................................................157
2
Актуальность темы исследования. В последние годы с началом проведения административной реформы (2002 год) контроль над учетом, хранением и использованием памятников истории и культуры был значительно ослаблен. Сокращение числа квалифицированных кадров реставрационных профессий, разрушение системы реставрационных организаций привело к резкому ухудшению состояния значительной части памятников. К невосполнимым потерям влечет также незаконная торговля предметов, имеющих культурную ценность. По данным Росохранкультуры1 годовой объем незаконной торговли культурными ценностями, в том числе похищенными из музеев, исчисляется в несколько миллиардов долларов. Особенно отмечается получившая широкое распространение деятельность «черных археологов».
В России на протяжении длительного времени формировалось общественное сознание в отношении охраны и использования памятников истории и культуры. Конвенция ООН (1972 год) «Об охране всемирного культурного и природного наследия» стала основой для принятия одноименных Закона СССР (1976 год) и Закона РСФСР (1978 год) «Об охране и использовании памятников истории и культуры», оформивших системный подход к делу охраны и использования памятников истории и культуры. Особенностью современного российского законодательства, регулирующего отношения, связанные с охраной и использованием памятников истории и культуры, является его дробность по направлениям: охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры; музейное дело; архивное дело; библиотечное дело; народные художественные промыслы; вывоз и ввоз культурных ценностей; объекты культурного наследия и т.д. Такое положение сложилось вследствие ориентации законодателя на Закон Российской Федерации (1992 год) «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (далее -
1 Росохранкультура. Публичный доклад. М., 2007. С. 24.
3
квалификации музейных работников, а также при подготовке аналитических материалов и заключений на проекты федеральных законов и иных нормативных актов по вопросам сохранения культурного наследия народов Российской Федерации в период прохождения государственной службы в Министерстве юстиции Российской Федерации (1995-2001 гг.), в Аппарате Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (2001-2008 гг.) и Министерстве культуры Российской Федерации (2008-2009 гг.).
Структура работы. Цель, задачи и методы исследования обусловили структуру диссертации. Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
14
Глава I. Теоретико-методологические основы охраны и использования памятников истории и культуры
1.1. Общественное сознание в векторе государственно-правовой охраны пам*1тников истории и культуры
Анализ первых нормативных источников России, относящихся к государственному управлению в сфере культурного развития общества, показывает, что осознание необходимости организации и регулирования вопросов охраны памятников истории и культуры пришло в тот период, когда появилась угроза утраты жизненно важных ценностей, верований и знаний. Намерения сохранить их источники вначале были направлены на определенные виды: письменные источники и религиозные памятники.
До появления письменности в обществе сохранялись традиции, обычаи, ритуалы, устный «Закон Русский», которые являются источниками знаний, опыта, навыков и, соответственно, культуры поведения, культуры общения, культуры создания и реализации права и т.п. Установленные правила поведения поддерживали устойчивую среду бытования.
Развитие и некоторая отстраненность общественного сознания от общественного бытия, формирование культурно развитого сознания предопределили приоритеты в стратегии развития государственной культурной политики. Знания, передаваемые из поколения в поколение в повседневной жизни, обязательные для поддержания жизнедеятельности людей, не требовали государственного участия. Знания, которые хранились в письменных источниках, недоступных для большинства членов общества, сохранялись всеми возможными способами, включая правовой, и передавались «лучшим из лучших». Тем, кто, по мнению обладателя этих источников, способен был их усвоить.
Расширение жизненного пространства людей и наращивание ими материальных ценностей дало развитие двум основным направлениям
15
- Киев+380960830922