Вы здесь

Інформаційне забезпечення прийняття рішень в управлінні підприємствами в період становлення ринкових відносин.

Автор: 
ЛИСАК ПИЛИП ПИЛИПОВИЧ
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2002
Артикул:
3402U002573
129 грн
Добавить в корзину

Содержимое

ГЛАВА 2
ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ И РЕЗЕРВОВ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В УПРАВЛЕНИИ
2.1. Исследование информационных потоков предприятия
На каждое предприятие непрерывно поступает информация из внешней среды, которая отражает происходящие изменения: динамику спроса и цен на рынке, трансформацию законодательной базы, изменения в поведении конкурентов и партнеров, изменения в политиках, в т.ч. экономических и других государств. Среди этой информации много полезной, необходимой предприятию для принятия решений.
Кроме информации поступающей извне, внутри самого предприятия также движутся непрерывные потоки. Они в каждый момент отражают состояние самого предприятия, фиксируют происходящие изменения. И если информацию во внешней среде можно разделить на полезную и бесполезную, т.е. имеющую какое-либо отношение к данному объекту хозяйственной деятельности и не имеющую, то внутреннюю информацию так подразделять нельзя, она может быть более важна или менее важна, но бесполезной она не бывает. Любая упущенная мелочь в последствии может привести к упущенным возможностям, т.е. оказаться очень важной информацией.
Для управления информационными потоками важно их систематизировать. Систематизация во многом зависит от специфики предприятия. Но существует ряд критериев общих для всех организаций и не зависящих от их особенностей. Они связаны с процессами, которые отражает информация; характером содержащихся в информационном сообщении данных; степенью значимости; интенсивностью получаемой информации; способом хранения и использования. Поэтому систематизируя информацию по различным признакам ее можно подразделить на следующие виды: (табл. 2.1.)
Таблица 2.1
Классификация информации
Признаки классификации информацииВиды информацииПо роли информации в управленииСтратегическая информацияОперативная информацияПо сферам деятельностиПроизводственная
Коммерческая
Экономическая
Социальная
ТехническаяПо видам носителейФиксированная информация
Нефиксированная информация
Информация на материальных носителяхПо потребителям информацииИнформация для индивидуального пользованияИнформация для коллективного пользованияПо объекту информации
Релевантная
Путающая
Бюрократическая
Также информационные потоки предприятий можно разделить по: обеспечению ими функций управления; видам сред; составляющим организационной структуры управления и уровню делегирования полномочий; составу ресурсов и видом потенциала предприятия. Важным заданием управленческого потенциала является способность принимать решения при изменении приоритетов развития, переоценке перспектив, адаптации стратегии к динамике сред. Формирование организационной структуры управления - поступательный поиск наиболее эффективного объединения организационных переменных. Факторы, влияющие на этот процесс можно объединить по однородности информации, поступающей или образующейся. Среди них:
внешняя среда (общественно-экономические, государственно-правовые, международные отношения; среда поставщиков, потребителей, конкурентов; партнерские отношения);
научно-техническая среда (уровень развития техники и технологии в мире, стране, отрасли - производителям и потребителям средств производства; способность воспринимать новшества);
стратегический выбор руководства предприятия (определение целей, приоритетов развития);
внутренние производственные факторы (тип производства; технология процессов производства; организация производственного процесса; производственный персонал)
внутренняя управленческая среда (методы управления, тип организационной структуры, система движения документов как основных носителей информации; технология процессов управления).
Важными требованиями, которые должны быть реализованы при формировании информационного обеспечения через систему показателей для оценки функций управления является обеспечение структурно-иерархического соответствия системы показателей целям организации, способность адекватного отображения, динамики управляемых процессов, равновесие и непротиворечивость показателей. Уточнение производственной и управленческой структур предполагает определение целей и задач системы, ее составляющих; их анализ, изменение, состояние, размеров и форм взаимосвязей всех структурных подразделений, изучение материальных потоков и соответствующим им внутренних и внешних информационных связей. Управленческая деятельность является важнейшим фактором функционирования и развития промышленных предприятий, повышения их конкурентоспособности и прибыльности. Поэтому правильный набор составляющих информационного обеспечения принятия решений будет способствовать адекватной реакции системы в целом, своевременно обеспечивать взаимодействие предприятия с окружением при активизации дестабилизирующих факторов внешней среды, держать под контролем противодействие, своевременно реализовывать предупредительные меры.
Группировка информационных потоков важна для построения информационной системы на предприятии, без которой невозможно его нормальное функционирование.
Во внутренней среде информацию можно разделить на два типа. Первый тип характеризует организованность и порядок в системе и называется связывающей, априорной информацией. Второй тип - это так называемая свободная, относительная информация. Она иногда называется рабочей, оперативной информацией или сообщением. На предприятии, при изучении протекающих на нем процессов оба типа имеют огромное значение. Первая, связывающая, раскрывает объективно протекающие процессы. Вторая отражает субъективную роль человека в процессе производства и управления.
Из внешних источников поступает информация различного содержания. Тоже самое можно сказать и об внутренних источниках, обеспечивающих необходимой информацией органы управления предприятием.
Многообразие потоков информации отражено на рисунках 2.1. и 2.2.
Для предприятия важно не только получать информацию, важно так