2
Структура исследования
Введение........................................................З
Глава 1. Методологические подходы к исследованию социально-экономических проблем образования в экономике
1.1. Образование и существующие концепции оценки его эффективности..........................................................11
1.2. Концепция человеческого капитала в образовании............36
Глава 2. Анализ состояния и путей реформирования финансово-
экономической сферы среднего образования России в условиях рыночной экономики
2.1. Проблемы финансирования и организационно-экономические основы управления системы среднего образования ........................47
2.2. Основные направления реформирования экономической сферы среднего образования России............................................64
Глава 3. Анализ социально-экономических факторов, определяющих социальное положение современного учительства Республики Саха в условиях рыночной экономики
3.1. Программа социологического исследования учителей..........74
3.2. Социально-демографическая характеристика катров...........83
3.3. Социально-экономическое положение учительства.............87
3.4.Социально-психологические аспекты профессиональной
деятельности и ценностные ориентации учителей........................95
3.5. Рекомендации по улучшению условий социально-экономического положения учителей и обеспечивающих развитие образования Республики Саха..................................................................124
Заключение....................................................129
Список литературы............................................143
Приложения....................................................151
3
I. Введение
Актуальность темы исследования. Социально-политические и экономические перемены последних лет коснулись буквально всех сфер жизнедеятельности общества, в том числе школьного образования, важнейшего звена в воспроизводстве трудовых ресурсов, интеллекта и духовного потенциала стран. В связи с этим актуализируется изучение одного из субъектов школьного образования - учительства, его социально-профессиональной деятельности, роли и места в социальной структуре, ценностных ориентаций и социального самочувствия.
Система образования как крупная сфера человеческой деятельности с очень важной социальной и экономической ролью объективно не может развиваться стихийно. Сознательное же управление системой образования с необходимостью предполагает долгосрочное прогнозирование ее развития, разработку перспективного комплексного плана и определяющих направление дальнейшего прогресса основных подсистем образования. Одной из таких подсистем и является учительсгво, рассматриваемое вместе с совокупностью условий, предпосылок и факторов его формирования, функционирования и развития. Расширение «географии» изучения социального положения и условий жизнедеятельности учительства важно не только для постижения общих закономерностей и тенденций, но и раскрытия региональной социально-демографической специфики его отдельных отрядов и категорий.
Общий социально-экономический кризис самым непосредственным образом сказался на материально-бытовой стороне жизни учительства в стране: резко изменилась структура доходов семейного бюджета, снизилась финансовая доступность материальных и культурных благ и услуг, которые можно получить на зарплату, обозначилась проблема "учитель и рынок". Требуя качественного исполнения "социального заказа" на образование и воспитание подрастающего поколения, государство и общество не ставят перед собой задачу проанализировать: располагают ли возможностями
16
потреблении образовательных услуг и которыми обусловлена их социально-экономическая эффективность.
Благодаря Американской Экономической Ассоциации, которая, начиная с 1969 г., занимается сбором научной продукции по экономике всего мира, стало возможным определить долю статей по экономике образования в экономической науке в целом. Она оценивается на уровне чуть менее 1%, тогда как образование поглощает примерно от 6 до 7% ресурсов каждой отдельно взятой страны.
Таблица 1 Доля статей по экономике образования в общей массе
опубликованных по экономике*1
Годы | Процент | Годы Процент
1980 1 1985 0,5 |
1981 1 { . . 1 0,6 1986 I 0,7 1
1982 1 и ! 1987 0,9
; 1983 | 1 . 0,5 ! 1988 1 О 00
1984 I 1 1 0,6 1 1989 ( 0,8
*Б. Опуе!
По мнению г-на Ф. Оривеля, этот крайне незначительный удельный вес экономики образования в научной экономической литературе проистекает из-за того, что в экономических исследованиях теоретическая продукция имеет более высокую ценность, чем труды эмпирического и отраслевого характера.
В четырех странах (США, Великобритания, Нидерланды и Франция) насчитывается с десяток мест, где постоянно работают в этой области. В большинстве же стран исследователи в области экономики образования разбросаны, не объединены в структурные группы, часто вынуждены менять свою тематику.
Используя базу данных Американской Экономической Ассоциации г-н Ф. Оривел выявил девять основных тем исследования: теоретические работы достаточно общего характера; работы по проблемам стоимости;
1 // Магистр. 1996. Х?4.
- Київ+380960830922