Ви є тут

Специализированные учреждения для несовершеннолетних как фактор формирования приемлемого экономического поведения : на примере Республики Татарстан

Автор: 
Ханбекова Альбина Эдуардовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2009
Артикул:
295881
179 грн
Додати в кошик

Вміст

и
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение............................................................... 3
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению социально-экономической адаптации и экономического поведения безнадзорных и беспризорных детей и подростков в условиях специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.......................................................... 18
1.1. Социально-экономические условия возникновения безнадзорности и беспризорности в современном российском обществе...................... 18
1.2. Экономическое поведение безнадзорных и беспризорных детей и подростков как форма адаптации к трудной жизненной ситуации........... 44
1.3. Специализированные учреждения для несовершеннолетних в системе социально-прудовой реабилитации и адаптации безнадзорных и
беспризорных детей и подростков в Республике Татарстан................ 73
Глава 2. Оптимизация деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних по формированию приемлемого экономического поведения безнадзорных и беспризорных детей и подростков (по материалам социологического исследования в Республике Татарстан) 103
2.1. Анализ деятельности специализированных учреждений по формированию приемлемого экономического поведения у безнадзорных и беспризорных детей и подростков................................. 103
2.2. Совершенствование механизма деятельности специализированных учреждений по адаптации безнадзорных и беспризорных детей и подростков к приемлемому экономическому поведению............... 128
2.3. Профессионально-квалификационная составляющая оптимизации деятельности специализированных учреждений по формированию
приемлемого экономического поведения воспитанников................... 157
Заключение........................................................... 178
Библиографический список............................................. 185
Приложение........................................................... 205
22
независимости»1. В этом, по их мнению, кроются социокультурные корни такого явления, как беспризорное гь и безнадзорность. Приведем ряд интересных вы сказы ван ий этих авторов характеризующих данное явление. «Идеологам казалось, что тот социальный строп, который лучше, тот и по рождаемости эффективней». «Никто не предполагал, что наступит время, когда придется оценивать эффективность социального строя по его способности обеспечивать воспроизводство населения». «Изменился гии цивилизации - от фамнлистической сделан шаг к бессемейной цивилизации»“.
Итак, налицо весьма интересная социальная гипотеза - происходит постепенный переход от фамнлистической цивилизации человечества к бессемейной. Такие предположения не новы. Уже в начале XX века Э. Дюркгейм констатировал негативные тенденции в развитии семьи. Он отмечал уменьшение солидарности современной ему семьи, как источника межличностных отношений, что было следствием уменьшения семьи.
На изменение положения семьи наложили отпечаток объективные процессы, касающиеся всего мирового сообщества. Например, по мнению американского социолога М. Мид, в мире повсеместно наблюдается изменение парадигмы детско-родительских отношений в связи с последовательной сменой культур, а именно: постфигуратпвной, где дети, прежде всего, учатся у своих предшественников, кофигуративной, где дети и взрослые учатся у сверстников, и префпгурагивной, где взрослые учатся также у своих детей.
Конечно, все перечисленные явления нельзя не принимать во внимание, и все же, несмотря на эго семья и сейчас создает специфическую атмосферу жизнедеятельности людей, формирует нормы взаимоотношений и поведения растущего человека. Создавая определенный социально-психологический климат, семья во многом определяет развитие личности ребенка, как в настоящем, гак и в будущем3.
' Антонов, А.И.. Сорокин. С.А. Судьба семьи России и XXI веке |Тексч). / А.II. Лигонов. С.Л. Сорокин. М.: Издательским лом «Грааль». 2000. - С. 53.
* См.: там же. - С. 57. 85.
Шисйлер. Л.Б. Девиантное повеление легей и подростков (Текст). > Л.Б. Шнейдер. - М.: Академический проект; Трикста. 2005. С. 268.
В связи с этим увеличение в России числа неблагополучных семей таит в себе большую социальную уг розу.
Неблагополучная семья - это проблемные, конфликтные, кризисные семьи, в которых интересы, потребности, намерения и желания членов семьи приходят в столкновение1. Это семьи, в которых ребенок переживает жестокость, насилие, пренебрежение со стороны родителей. Неблагополучная семья может быть полной или неполной, материально обеспеченной или находиться ниже черты бедности п т.д.
По данным Министерства внутренних дел РТ в 2008 году на учете состояло 3983 неблагополучных семьи (2002 г. - 2315, 2003 г. - 2883, 2004 г. - 3292), 8680 родителей привлечены к административной ответственности за злостное неисполнение обязанностей по воспитанию своих детей (2002 г. -4396,. 2003 г. - 8591, 2004 г. - 13 41 1 )2.
Существуют различные классификации неблагополучных семей, например, но количеству родителей - полная, неполная, опекунская, приемная семья, семья усыновителей; по количеству детей - малодетная, многодетная, бездетная семья; по степени материального благополучия - малообеспеченная, среднеобеспеченная, хорошо обеспеченная семья; по характеру проблем, которые имеются у родителей - семья алкоголиков, семья наркоманов, безработная, криминогенная; семья, лишенная родительских прав и т.д. Нельзя не согласиться е психологом И.С. Комом, который утверждает, что нет ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков, который не зависел бы от семейных условий в настоящем или прошлом '. Самое печальное заключается в том, ч то неблагополучная семья становится явлением, привычным для общества.
1 Современная ншнклопелия социальной работы | Текст) / Пол рел. uk.i ic.mhku ВАН В.II. Жукова. - М.: РГСУ. 2008. - С. 272.
2 Отчет «О результатах работы подразделений милиции общественной безопасности, криминальной милиции и органов предварительного следствия но предупреждению н пресечению бстнад'юрностн и правонарушений несовершеннолетних ча 12 месяцев 2003 г.». Сведения об участи подразделений М01>. КМ. предварительного следствия и дежурных частей по работе но предупреждению и пресечению безнадзорное!и и правонарушений несовершеннолетних. Раздел 7: Пресс-рели» «О проведении профилактической операции «Ье »опасное лето»». Пресс-центр ОН п ОС МВД по РТ | Элею ровны и ресурс| // Режим доступа: httpy/mvil.tnlar.riPindex.hlin'gscurch. свободный.
' Коп. И.С. Ребенок и общество (Текст!: Учебное пособие. / И.С. Кои. - М.: Академия. 2003. - С. 17.