Введение
Содержание
Страницы
3
Глава I Русское художественное стекло стиля модерн.
Часть 1. Влияние французской школы стеклоделия в Париже и Нанси на формирование русского
художественного стекла в стиле модерн. 31
Часть 2. Богемское стекло и художественные особенности русского стекла. 55
Глава II Русская осветительная арматура 1890 - 1900-х годов.
Проблема поиска новых средств пластической выразительности. 70
Глава III Витраж эпохи модерна. 104
-пейзажный -сюжетный -орнаментальный
Заключение 150
Примечания ко Введению 156
Примечания к Главе I 158
Примечания к Г лаве П 168
Примечания к Главе III. 175
Приложение. Список сокращений. 188
Библиография. 189
-2-
Введение
Стиль модерн в европейском искусстве получил развитие в 1880-х годах. Многочисленные определения стиля, появившиеся в конце 19-го века - "Modern Style", "Stile Inglese", "Jachting Style", "Glasgow Style" и другие указывают на предположительное место его возникновения, которым принято считать Великобританию.1
Всемирная выставка 1900-го года в Париже свела эти названия к нескольким, наиболее распространенным: "Art Nouveau" и "Style 1900" во Франции, Бельгии и США, "Jugendstil" в Германии, "Seccession" в Австрии, "стиль модерн" в России.
Стиль модерн получил наиболее полное выражение в архитектуре и в декоративно-прикладном искусстве. Он широко проявил себя в книжной графике, тиражируемых плакатах, оформлении интерьеров, в витраже, осветительной арматуре, декоративном стекле, мебели, серийных бытовых предметах из фарфора, стекла, металла и пр.
Его возникновение было во многом предвосхищено и подготовлено развитием эстетической и философской мысли второй половины 19-го столетия. На процесс его формирования непосредственно оказали влияние эстетические взгляды Джона Рескина, Вильяма Морриса, отчасти воплощенные в движении "Arts and CraftsMB Англии, а также Леона де Лаборде и Эжена-Эманнуэля Виолле-ле-Дюка во Франции. В своих теоретических работах они заложили основу эстетики нового, демократичного по своей сути стиля, который был нацелен на возрождение декоративно-прикладного искусства, на то, что бы поднять его до уровня мастерства и значимости "большого" искусства, тем самым способствуя изчезновению деления на, так называемые, "большие" и "малые” искусства.
-3-
сравнительные таблицы техник и перечень заводов, их использовавших, а так же приводит рисунки форм, характерных для таких крупных производителей стекла как Галле, Тиффани, фирма бр. Даум и богемские заводы ’’Вдова И Леша". Но, рассматривая стекло всей Европы и Америки, включая Голландию, Данию, Норвегию, он совершенно не касается России.
Исследование Ф.Гарнера "Стекло 1900" не отличается многосторонностью и широтой подхода, которая присуща Банжеру. Он концентрирует внимание на трех художниках - Галле, Тиффани и Лалике -как на самых ярких представителях ар нуво. Мельком, он отмечает, что считать модерн - стилем неправомочно из-за "многообразия ликов", в которых он проявлялся.
Так же как и Марио Амайя, Гарнер полагает, что ар нуво пытался примирить художников - сторонников машинного и ручного способа производства. Примером не всегда удачного компромисса между высокими творческими стандартами и запросами массового потребителя для него являлись изделия фабрик Галле и Тиффани. Далее в книге дается краткий исторический обзор деятельности Эмиля Галле, Луиса Комфорта Тиффани и Рене Лалика и беглый искусствоведческий анализ их работ.
Интерес представляет также монография Роберты Вадделл, которой была развита наиболее распространенная в западной историографии концепция ар нуво как интернационального стиля, получившего выражение в сфере декоративных искусств, и в меньшей степени в живописи, скульптуре и архитектуре. В монографии проанализировано декоративное стекло, люстры, лампы и прочая осветительная арматура, а также витражи. В заключительной части книги даны подробные комментарии, касающиеся жизни и творчества западно-европейских художников и декораторов, работавших в стиле модерн. Однако
— 18 -
исследователь чрезвычайно рано оканчивает историю модерна, предлагая считать 1905-й год датой конца существования ар нуво, ибо с этого момента он был вытеснен во Франции стилем Людовиков XV и XVI, а в Германии, Шотландии и Австрии геометризмом. Подобный подход фактически замыкает ар нуво в пределах флорально-натуралистической линии, что представляется спорным. Хотя можно согласится с утверждением автора о том, что в 1910-х годах стиль остался преимущественно лишь в коммерческом дизайне 23
Проблемы искусства витража стиля модерн получили отражение в монографиях Пьера Франка Мишеля и Эрхарда Реммерта, изданных в 1986 и 1988 годах. Несмотря на несколько суженную тематику (авторы концентрируют свое внимание на истории швейцарского и немецкого витражей), в исследованиях представлена полная и всеобъемлющая история искусства европейского витража. Авторы рассматривают вопросы техники, стилистики и орнаментики витражей, развития в нем сюжетов и мотивов ар нуво, проводят параллели с европейской живописью и скульптурой рубежа веков.
Таким образом, сказанное выше позволяет сделать выводы о том, что большинство западных историков искусства считают модерн стилем декоративным, выразившим себя в декоративно-прикладном искусстве и архитектуре. Ими была исследована история стиля в странах Центральной, Южной, Северной Европы и Америки, выявлены его предпосылки и источники, тенденции развития, проведен детальный стилистический анализ стиля, его локальных проявлений и их специфики.
Однако в связи с известной политической ситуацией в России и её более полувековой изоляцией русский модерн оказался за рамками исследования. Исключением можно считать лишь монографию Стефана Мадсена, а также статью Л.Шаргиной-Немети "Ар нуво в России и
- 19-
- Київ+380960830922