СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО
ИЗУЧЕНИЯ ПРИОРИТЕТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ 9
1.1. Понятие приоритетных ориентаций социальной общности 9
1.2. Социальные основы формирования приоритетных
ориентаций студенчества 31
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ ПРИОРИТЕТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНЧЕСТВА РОССИИ 63
2.1. Учебная деятельность и социальный статус современного студенчества 63
2.2. Содержание приоритетных ориентаций современного студенчества 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 133
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 140
ПРИЛОЖЕНИЯ 156
ъ
ВВЕДЕНИЕ
В России с начала 90-х гг. на фоне глубоких социальных перемен происходит преобразование системы высшей школы. Новая образовательная парадигма, закрепленная в Федеральном законе Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» принятом 7 августа 1996 г., в качестве приоритета высшего образования рассматривает ориентацию на удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования. Такой подход подразумевает двусторонность учебного процесса и наличие у студента активной позиции в нем. Как отмечено в документах Всемирной конференции, прошедшей под эгидой ЮНЕСКО в Париже 5-9 октября 1998 г. «меняется и статус студента, который должен сам «конструировать» свои знания, а не просто воспринимать излагаемое содержание, с тем, чтобы впоследствии воспроизвести его» [Выпускник 80-х ..., с. 129].
Однако процесс формирования личностно ориентированного образования не ограничивается развитием творческой самостоятельности. Важна и ее нравственная направленность. Ведущей целью воспитания является идеал личности, способный принимать решения в ситуациях морального выбора и нести ответственность за эти решения перед собой, референтной группой, своей страной и человечеством. Главное в воспитании - создание условий для саморазвивающегося человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.
Реализация всех этих задач невозможна без учета особенностей сознания студенчества, его приоритетных ориентаций.
Степень научной разработанности проблемы. Проблемы реформирования высшего образования рассматриваются в публикациях Филиппова В., Кинелева В., Суханова А., Яковлева Б., Чебышева Н., Кагана В., Жураковского В. и др.
17
для которой не существовало исторически выработанной схемы реагирования, действия. Как отмечал Ю. Хабермас в лекции, посвященной наследию французской революции, «в этом расширенном горизонте будущих возможностей актуальность вот сейчас происходящего обретает приоритет перед нормативностью уже существующего, того, что еще только начинает заявлять о себе» [Хабермас, с. 63]. Поэтому обществу требовалось предельное осознание всех своих мыслей и действий, возникла потребность понять, что определяет выбор направления действия, модели поведения в нестандартной, нешаблонной, не имеющей аналогов ситуации. Понятие ментальности обозначило эту потребность. Символично, что новая волна интереса к понятию возникает именно в России - стране, находящейся в процессе реформирования, которая, как и Франция конца XIX в. стоит перед проблемой выбора модели дальнейшего развития.
Проблема ментальности является составной частью научных поисков «глубинных» основ, причин, факторов человеческого сознания и поведения. Можно выделить, по крайней мере, три основных направления исследований. Представители «внешнего направления» ищут их, прежде всего, в окружающем человека мире. Очень активно в XIX в. разрабатывались теории «географического детерминизма», представители которого (К. Риттер, Г. Т. Бокль, Л. И. Мечников и др.) считали географическую среду решающим фактором в выборе направления жизнедеятельности. Так, например, Л. И. Мечников искал источник эволюции цивилизации в отношении «между средой и способностью населяющих данную среду людей к кооперации и солидарности». Полагая, что главным компонентом географической среды является так называемый гидрологический фактор (воздействие водных ресурсов на деятельность людей), ученый вычленил в мировой истории три основные эпохи или цивилизации: речную, морскую и океанскую (или всемирную). Данный фактор вместе со способностью населения приспосабливаться в ходе произ-
18
водственной деятельности к внешним условиям исследователь рассматривал в качестве движущей силы истории.
Во внешних по отношению к человеку причинах искал объяснение деятельности и К. Маркс. В своих рассуждениях он отталкивался оттого, что человек - существо социальное. И поэтому его индивидуальное сознание в большей степени определяется сознанием общества, в котором он живет. Само же общественное сознание рассматривалось Марксом как отражение общественного бытия [Маркс, с. 322]. Таким образом, делался вывод, что общественное бытие, отражаясь общественным сознанием, составляет большую часть сознания индивида, и, следовательно, определяет его поведение. Вместе с тем Маркс уточнял, что, во-первых, общественное бытие определяет общественное сознание лишь, в конечном счете, а во-вторых, общественное сознание само способно воздействовать на общественное бытие, поскольку является относительно самостоятельным явлением.
Тем не менее, «экономика, а также политика, всегда представлялись Марксу более «реальными» («материальными») сущностями, чем, например, мораль, право или религия», - отмечает А. Б. Гофман [Гофман, с. 105]. Поэтому, можно сказать, что Маркс считал глубинной основой, определяющей поведение людей, экономические структуры.
Работа по дальнейшему осмыслению введенных К. Марксом понятий «общественное сознание» и «общественное бытие» происходила в нашей стране, вследствие идеологического господства марксизма.
Активная разработка понятия «общественное сознание» началась в силу ряда исторических обстоятельств только в 50-х гг. По терминологии того времени общественное сознание приравнивалось к идеологии [Журавлев, с. 5]. В 60-е гг. появились широкое и узкое определения понятия; в 70-е возникли новые понятия, такие как «духовная жизнь общества» или «сознание общества», позволявшие обойти догматические постулаты. Но они не помогали, а наоборот затрудняли поиск однозначного оп-
- Київ+380960830922