Ви є тут

Научная деятельность современных российских вузов: социокультурные и финансово-экономические механизмы

Автор: 
Агеева Лидия Николаевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2000
Артикул:
1000297082
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Высшая школа на рубеже веков.......................................14
1.1 Высшая школа как институт трансляции культуры модернизирующегося общества...........................................14
1.2 Западные модели высшей школы и финансирование
научных субъектов в образовании. 29
1.3 Функционирование высшей школы постсоветской России................46
1.4 Трансформация целей, задач и функций высшего образования. 60
Глава 2. Научная деятельность российских вузов и современная
база их финансирования..................................................81
2.1 Эволюция правовых основ деятельности вузов РФ
в условиях модернизации........................;.......................82
2.2 Состояние научной деятельности по проблемам образования,..............96
2.3 Выбор приоритетных направлений вузовской науки
и новые экономические механизмы финансирования. 111
2.4 Создание системы поддержки научной деятельности
в области образования. 130
Заключение 148
Библиография................................................................154
Приложения..................................................................171
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена целым рядом социокультурных, общетеоретических и утилитарно-практических обстоятельств, которые оказывают свое доминирующее воздействие на развитие и специфику направлений исследований в современной социологии.
К числу таких объективно-действующих обстоятельств, актуализирующих избранную тему, относятся:
• Превращение образования в глобальную проблему современности, когда в трансформирующемся мире институт образования, наряду с другими социальными институтами общества, осуществляет процесс хранения, развития и передачи знания, норм и ценностей культуры подрастающим поколениям, обеспечивая этим преемственность развития человечества.
• Радикальные изменения всех сторон жизни постсоветской России предполагают такое изменение системы образования и всех его звеньев, которые в состоянии обеспечить формирование высокого творческого потенциала каждого обучающегося, его самоактуализацию в новых социокультурных условиях.
• Необходимые изменения современной высшей школы реализуются в условиях системного кризиса российского общества, который оказывает существенное негативное воздействие на все стороны жизнедеятельности вузов, в том числе и на ее научную проблематику, содержание, форму, темпы и способы внедрения новаций и нововведений.
• В рамках последнего десятилетия в системе высшей школы произошли самые серьезные трансформации, которые требуют теоретического осмысления и создания таких обобщений, которые будут
з
существующих социальных институтов, трансформацию духовных ценностей, геополитических и правовых предпочтений, изменение соотношения между старыми и новыми символами культуры.
Непременным следствием модернизационных процессов является изменение самой социальной структуры общества, существующих социальных статусов и появление новых социальных ролей практически у всех членов общества.
Классический европейский путь модернизации предполагал изменение политических и правовых институтов на основе и под влиянием ранее прошедших изменений в ценностных ориентациях, потребностях и интересах, которые были обусловлены не столько развитием духовной культуры, сколько эволюцией материального производства, изменением его технико-технологических характеристик и целевой направленности.
Модернизация общества всегда предполагает наличие определенных общественных сил, которые не только хотят, но и могут целенаправленно изменять существующие общественные отношения, заинтересованно реализуя в практику общественного бытия различного рода новации и нововведения.
Поэтому модернизация предполагает изменение не только искусственной среды обитания людей, но и радикальное изменение их массового сознания, появление новых, объединяющих все общество, духовных ценностей и предпочтений, потребностей и интересов.
Многие страны третьего мира в 70-е годы XX века начали осуществлять модели модернизации, ориентированные на евроцен'тристскую культурную традицию и опирающиеся на политический авторитет властных элит. В своем большинстве эти инновации не состоялись или оказались низкоэффективными в связи с тем, что они не считались с существовавшими в течение многих веков культурными традициями модернизирующихся народов и не учитывали особенности
16
национального характера, сконцентрированного в «культурных мирах» этносов.
Базисной основой для радикальной переделки существующих общественных отношений, как показал мировой опыт модернизации, являются не законодательные инициативы и даже не финансовые и технико-технологические вливания в сферу производства, а именно радикальная трансформация ценностных ориентаций работников, изменения их направленности, интересов и потребностей.
Господствовавший в течение многих десятилетий в социологической науке философский позитивизм сформировал у социологов упрощенное и несколько механицистское отношение к человеку как к «социальному атому», а такое пренебрежительное отношение к социокультурным характеристикам общества не могло не сказаться па результатах их деятельности, особенно тогда, когда эмпирическая социология перешагнула границы европейской культуры и вышла в другие культурные миры - в Азию, Африку, Латинскую Америку. В большинстве случаев все европейские наработки, в первую очередь -методики и инструментарий а значит, и практические рекомендации, оказывались недейственными, а прекрасно зарекомендовавшие себя в Европе рецептурные теории управления в других регионах никогда не были реализованы на практике в странах третьего мира. Если в 30-50 годы XX века это воспринимаюсь как некоторое недоразумение, случайность, то во второй половине века, когда большинство стран третьего мира получило политическую самостоятельность и встало на путь реформ и последующей радикальной модернизации, стремясь к переделке всех сфер жизни своих народов, эта проблема встала во всей своей полноте и неразрешимости для тогдашней социологии, пренебрегавшей наработками других областей социально-гуманитарного знания, в первую очередь, социологии, и в особенности культурантропологии.
17