Ви є тут

Особенности социальной защиты населения северных городов в условиях трансформации общества

Автор: 
Икингрин Елена Николаевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2000
Артикул:
1000297635
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение......................................................3
Глава 1. Понятие «социальной зашиты» и категориальный
аппарат ее исследования......................................14
Глава 2. Система социальной зашиты: общее, особенное и
единичное в ее становлении и развитии........................48
Глава 3. Проблемы совершенствования социальной защиты населения северных юродов в условиях трансформации общества 93
Заключение..................................................143
Литература...................................................147
Приложение
Введение
Актуальность темы исследования. Наибольших успехов в развитии социальной жизни добиваются общества, в которых мыслят стратегически, на перспективу, проявляют заботу о будущих поколениях, руководствуются национальными интересами, а также учитывают своеобразие и особенности регионов в реализации своей социальной политики. В России в настоящее время сложилась острая и неординарная социально-экономическая и социально-политическая ситуация, требующая принятия нетрадиционных решений. Осуществленные же меры по реформированию общества не привели к ожидаемым результатам. Снижение реальных доходов населения привело к резкому ухудшению уровня и структуры потребления большинства населения, оказало существенное воздействие на динамику производства, обусловило увеличение разрыва в уровне жизни различных слоев населения. Резко ухудшилось материальное положение наиболее нуждающихся слоев, прежде всего многодетных семей, одиноких пенсионеров, инвалидов, сирот. Финансово-экономический кризис усугубил и без того сложное положение учреждений здравоохранения, социального обеспечения, образования и культуры, главным источником финансирования которых являются средства бюджетов различных уровней. Состояние действующей системы социальной защиты населения в России представляет собой одну из острейших социально-экономических проблем в период перехода к рыночным отношениям В этих условиях особую актуальность приобрела проблема создания новой эффективной системы социальной защиты населения. Для преодоления существующих трудностей в социальной сфере органам управления важно не только четко исполнять федеральные и региональные законы, но и самим, в преде-
16
ловиях Тюменского Севера в социальной политике особый смысл и значение приобретают такие ее стороны, которые в регионах Центральной России либо не проявляются вовсе, либо, если и проявляются, то лишь в малой степени.
Таким образом, в центре социальной политики стоит человек со всей сложностью и многообразием его потребностей и интересов. Вместе с тем следует отметить, что социальная политика может быть эффективна лишь при том непременном условии, если она конкретна и адресна, то есть, если она отражает и учитывает весь спектр потребностей и интересов основных социальных групп и слоев населения, ибо только в этом случае она будет способна стимулировать активность людей во всех сферах социально значимой деятельности, а значит и высокий динамизм общественной системы в целом.
Выше уже было отмечено, что конкретность социальной политики выражается в ее вариативности в различных регионах. Но еще большее влияние оказывают на социальную политику сдвиги в системе общественных отношений, особенно тогда, когда они вносят в эту систему глубокие, качественные изменения. Это отчетливо проявляется в тех переменах в социальной политике, которые наблюдаются в России в современных условиях. Правда, следует оговориться, что рыночная экономика находится еще в состоянии становления, больше того, налицо серьезные кризисные явления во всех сферах общественной жизни, в силу чего специфика социальной политики в новых условиях еще не сформировалась во всем объеме.
В связи с этим следует хотя бы кратко обратиться к анализу социальной политики, проводившейся в Советском Союзе, к выявлению как положительных, так и негативных черт, характеризовавших направленность и содержание социальной политики властных государственных структур того периода.
К числу несомненных достижений в этой области можно отнести ряд моментов: прежде всего, это успешная организация системы государственного регулирования социального обеспечения и социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения; создание и функционирование института обществен-
ного фонда потребления, призванного сглаживать социальное неравенство различных групп и слоев населения; разработка социального института дотирования наиболее жизненно важных товаров и услуг (детские товары, продукты питания, коммунальные услуги, медицинское обслуживание, содержание детей в дошкольных учреждениях, отдых и оздоровление детей и др.); наконец, поддержание идеологическими средствами веры населения в гарантированном и бесперебойном обеспечении жизни каждого от рождения до смерти.
Вместе с тем, развитию социальной сферы был присущ и ряд негативных черт и недостатков. Остановимся на некоторых из них.
На первое место следует здесь поставить то, что несомненный приоритет в сравнении с социальными вопросами отдавался решению экономических и военно-стратегических задач. Вследствие этого, при решении задач в социальной сфере, как правило, реализовывался остаточный принцип. Касаясь непосредственно экономического аспекта, следует указать на следующие сравнительные данные. Так, например, в промышленном производстве продукция группы «А» (то есть — средств производства) в огличие от изделий группы «Б» — (предметов потребления) составляла в советской промышленности как минимум 85% против 55-65% в ведущих странах Запада, что свидетельствовало о том, что в стране господсгвоваю «производство» ради производства», а не для людей (по удачному определению известного экономиста В. Селюти-на — «самоедская экономика»).
Легкая и пищевая отрасли производили не более 10% всей продукции, в то время, как в США аналогичный показатель — 25-30% (не говоря уже о качественном отличии самой продукции). В США, не только в XX века, но и во второй половине XIX столетия, постоянно (за исключением периодов крупных войн), на жилищное строительство направлялось до одной четверти всех капиталовложений. У нас же в лучшие годы — 10-15%. И уж вовсе несопос-