Введение.............................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы анализа социальной работы на муниципальном уровне.............................................12
1.1. Основные научные подходы к исследованию социальной работы на разных уровнях организации социума..................................12
1.2. Социальная работа на муниципальном уровне в контексте социологического знания.............................................34
1.3. Методология и методика эмпирико-социологического исследования становления системы социальной работы на муницпальном уровне в городе
Барнауле............................................................46
Глава 2. Особенности становления системы социальной работы в России на разных уровнях организации социума..................................58
2.1 .Нормативно правовое и организационно-технологическое обеспечение системы социальной работы в России..................................58
2.2 Основные этапы становления социальной работы в России на разных
уровнях организации социума в период с 1991-2006 гг.................94
2.3.Опенка экспертами организации социальной работы на муниципальном
уровне в городе Барнауле...........................................113
2.4 Модель оптимизации системы социальной работы на муниципальном
уровне в современных условиях......................................139
Заключение.........................................................167
Библиофафический список............................................170
Приложение.........................................................201
2
Введение
Актуальность темы исследования. С конца XX в. решение проблем социальной сферы было максимально приближено к муниципальным органам власти. В этот период создается разветвленная система социальной защиты и поддержки населения, элементами которой являются соответствующие органы управления, муниципальные учреждения социальной помощи, в которых оказывают социальные услуги различным группам населения. В этот период была сделана попытка «приблизить» социальную политику к «конечным» потребителям социальных услуг. Качественные изменения функционирования институтов социальной работы произошли после принятия федеральных законов 122-ФЗ и 131-ФЗ, на основе которых в Российской Федерации было осуществлено перераспределение полномочий между федеральным центром, субъектами Федерации и органами местного самоуправления. В результате происходящих преобразований наряду с положительными изменениями возникли и негативные последствия, связанные прежде всего с несовершенством существующего законодательства, необоснованного разграничения полномочий между субъектами социальной работы и отсутствием четких правил взаимодействия между различными органами исполнительной власти. Эти последствия вызывали социальную напряженность в обществе, массовые обращения населения в органы социальной защиты и учреждения социальной сферы, существующие на муниципальном уровне.
В условиях отсутствия соответствующего нормативно-правового, материально-технического и организационного обеспечения снизилась эффективность обслуживания населения, нуждающегося в различных формах помощи и поддержки. Все эго актуализирует оптимизацию становления и функционирования системы социальной работы на муниципальном уровне, сохранение действующих и выработку новых инновационных форм работы социальной поддержки представителей различных социальных групп.
3
проблем клиента. Г. Бернер и Л. Юнссон считают, что социальная работа -одна из форм деятельности, направленная на достижение индивидуальных или общественных изменений [68, с. 223]. При этом они подчеркивают, что в Швеции различаются два направления (или две части содержания) социальной работы - психосоциальная и структурная.
Б. Леннеер-Аксельсон и И. Тюлефорс под социальной работой понимают «единство структурной и психосоциальной деятельности, в которой общественная организация и совершенствование форм общения признаются одинаково важными для обеспечения решения личных проблем клиента». [57, с. 467].
Психосоциальный подход, ставший неотъемлемой частью практической социальной работы, объясняется необходимостью понимать личность клиента и его взаимоотношения с окружающим миром . Для этого подхода характерны две важные черты: приверженность традиционным знаниям и приемам в обеспечении клиентов непосредственными услугами и готовность к переменам по мере появления новых идей, знаний, приемов и методов.
Цель психосоциального подхода - поддерживать равновесие между внутренней психической жизнью человека и межсистемными отношениями, влияющими на его жизнедеятельность [266, с. 413]. Важнейшее значение имеет правильное определение роли каждого фактора в обеспечении желаемых результатов.
При психосоциальном подходе оптимистически рассматриваются возможности человека, высоко оценивается потенциал личности и ее способности к росту и развитию при наличии соответствующих условий, ресурсов и помощи. Психосоциальный подход как система предусматривает более полное понимание людей в контексте существующей действительности и использование этих знаний для того, чтобы помочь им развивать и усиливать свой потенциал [58, с. 166].
19
Английские ученые Ш. Рамон и Т. Шанин определяют «социальную работу» как организацию личностной службы помощи человеку [277, с. 55]. Она основана на альтруизме и направлена на то, чтобы облегчить людям повседневную жизнь в условиях личного и семейного кризиса, а также, по возможности, кардинально решить их проблемы.
Проблемно ориентированный подход, появившийся в организации социальной работы с начала 1970-х гг., остается неизменным в основных чертах вне зависимости от того, применяется ли он в отношении отдельных лиц, семей или групп [223, с. 55]. В любом случае оказываемая помощь непосредственно связана с проблемами клиентов и их осознанным отношением к этим проблемам. Хотя практикующие социальные работники дают начальную информацию, которая может повлиять на восприятие клиента, он должен осознать свою проблему и однозначно согласиться работать над ней. Цель и программа обслуживания четко формулируются и согласовываются с клиентом. Практикующие работники избегают применять скрытые от клиента программы с тайными целями даже с «лучшими побуждениями». Таким образом, клиент рассматривается как потребитель, имеющий право решать, какие услуги он хочет получить, и знать о том, что намеревается сделать для этого социальный работник.
Проблемно ориентированный подход является структурирующей формой практики. Его процедуры четко определены и следуют в заданном порядке. Этот подход является нормативным, в нем отдается предпочтение знаниям, полученным в результате тщательного поиска, при этом требуется подтверждение принятых гипотез применительно к конкретному случаю, используются количественные показатели для оценки изменений [140, с. 278].
1980-2001 гг. Ассоциация социальных работников Великобритании определяет социальную работу как ответственную профессиональную деятельность, помогающую людям и сообществам устранить личные, социальные и ситуативные, т.е. обстоятельственные трудности, влияющие
20
- Київ+380960830922