Ви є тут

Проблемы влияния православия на духовно-нравственные процессы в российском обществе

Автор: 
Козлова Юлия Борисовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2000
Артикул:
1000297704
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................................3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ АКТИВИЗАЦИИ ПРАВОСЛАВИЯ В
РОССИИ......................................................12
1.1. Атеизм и религия в современной России: социологический аспект.............................................. 12
1.2. Социально-гуманистические функции православия на пороге третьего тысячелетия..................................42
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВЛИЯНИЯ ПРАВОСЛАВИЯ НА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА...............................66
2.1. Православная этика: возможности социально-нравственного
влияния..........................................66
2.2 Православное образование и просвещение в духовнонравственном обновлении российского общества..........88
2.3. Специфика духовно-нравственного влияния таинств и ритуалов православной церкви на личность......................117
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................;....139
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...........................147
2
ВВЕДЕНИЕ.
Актучилъность темы исследования. В последнее десятилетие наша страна переживает глубокий кризис, охвативший все сферы общественной жизни. В поисках путей выхода из этого кризиса в массовом сознании укореняется идея, что возможным средством преодоления его последствий является совершенствование духовно-нравственного мира человека. На этом фоне взоры политиков, деятелей культуры, широкой общественности все чаще обращаются в сторону социальных институтов, в частности, институтов религии и церкви, имеющих исторический опыт духовно-нравственного влияния в России. Актуальность темы предопределена прежде всего изменением социальных и мировоззренческих реалий в российском обществе, трансформацией статуса и возможностей влияния различных религиозных конфессий на общественное сознание и социально-психический климат в России. К настоящему моменту сложилась ситуация, требующая социологического изучения воздействия религии, в том числе, Русской Православной Церкви (РГПД), на духовнонравственные процессы в российском обществе. Почему же православие требует сейчас пристального внимания со стороны ученых? Во-первых, сегодня в России к православным причисляют себя 53% населения1, что не может не укреплять социальные позиции православия, превращая его в реальный фактор духовно-нравственной жизни общества. Во-вторых, сама РГПД, наряду со многими другими социальными институтами, настойчиво и целеустремленно пытается заполнить наблюдаемый в стране идеологический и духовнонравственный вакуум. В период коренного реформирования усиливается необходимость духовно-нравственного возвышения общества и отдельной личности. В-третьих, реставрацию православной религиозности в России периода 90-х стимулирует возникшая потребность общества в возвращении в русло исторической преемственности развития и национальной
1 Библия опережает науку на тысячу лет./Сб. под ред. Губанова В.А - М.: Лествица, 1998. - С.5.
3
но и в освещении и пропаганде соответствующих ценностей, ориентаций, в создании и развитии определенных символических структур, в психологической компенсации неизбежных травмирующих общество и индивида событий -смерти, катастроф, войн, болезней, и т.д. Религиозная традиция представляет собой вполне реальную и осязаемую социальную силу. В традиционном обществе религиозные институты служат носителями сакрального авторитета, который абсолютно непререкаем. Поэтому они обладают реальной властью. Эта разновидность власти выступает в обществе как власть наместническая, представляющая непосредственно волю Бога. Онтологическая структура власти , как таковой, везде одна и та же - подчинение людей сверхчеловеческой силе и мудрости. Поэтому Бог во всех религиях именуется «Господь», а человек выступает рабом этой силы. Отсюда следует необходимость переноса авторитета этой надчеловеческой силы на особых людей, которые являются наместниками и полномочными представителями ее в обществе, носителями социальной власти. Эти люди и образуют церковь. Традиционные церковные институты имеют тенденцию к компромиссу с миром и светской властью.
Предметом нашего рассмотрения является православная религия, религия, исторически ставшая основной в России. Поэтому, говоря о религии, мы в первую очередь будем иметь в виду Русскую Православную церковь (РПЦ).
Православная церковь как социальный институт в России претендует на удовлетворение следующих социальных потребностей:
• В познании и саморазвитии отдельной личности и общества в целом;
• В контроле за поведением членов общества (через этику);
• В воспитании и обучении детей;
• В коммуникации между членами общества (через ритуалы).
15
Научный анализ обоснованности этих претензий необходим для понимания реальной роли РПЦ в духовно-нравственной жизни российского общества. Эта роль существенно менялась с течением времени.
Социальные взаимоотношения религии и власти, религии и общества, религии и атеизма принимали в России крайне разнообразные формы. До революции 1917 года в условиях теократической монархии государственная власть, общество и господствующая религия были нераздельно слиты. К началу XX века православная церковь была чрезвычайно многочисленной -православные составляли более 70 % населения.33 Духовенство было полностью интегрировано в самодержавную систему власти. Наряду со своими прямыми обязанностями оно выполняло и функции государственных чиновников (регистрация рождений, браков, смертей, религиозное обслуживание военных, участие в судопроизводстве и т.д.). Церковными были все праздники - не только государственные, но и личные (день ангела, именины). Без церковной санкции не проводилось ни одно важное мероприятие (открытие предприятия или учреждения, начало и конец сельскохозяйственных работ, первый выгон скота и др.) или личное дело (сооружение дома, рытье колодца), не осуществлялась ни одна государственная акция (подписание договоров, заключение мира, объявление войны). «Симфония интересов» самодержавия и православия традиционно считалась в России основной опорой и государства и церкви.
Однако, и в прошлом не было идиллии во взаимоотношениях государственных и религиозных организаций, в межэтнических и межконфессиональных отношениях. Было социальное и правовое неравенство граждан в связи с их отношением к тому или иному вероисповеданию. Лев Толстой в письме Николаю II писал в 1902 году: «Религиозные гонения никогда не были столь часты и жестоки, как теперь , и становятся все жесточе и жесточе,
’’Копаница М.М.Современныесоциальные концепции русского православия.- Харьков,!988.-С.12.
16