ОГЛАВЛЕНИЕ
ВЕДЕНИЕ ...................................................... 3
ПАВА I. КРИЗИС СОЦИОЛОГИИ: ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ.............. 13
1.1. Развитие социологии Запала: от позитивизма
к постмодернизму ................................. 13
1.2. Особенности российской СОЦИОЛОГИИ ................ 31
1.3. Идеологизация социологии как основной Фактор
ее кризиса ........................................48
ПАВА II. ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ: ЕДИНСТВО ЭКОНАТУ-РАЛИСТИЧЕСКОГО И ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДОВ .............74
2.1. Натурализм социологии: генезис и современное состояние ............................................. .74
2.2. Социальная экология: развитие традиции ............93
2.3. Гуманистический смысл понятия "естественная социальность" ..........................................110
АКЛЮЧЕНИЕ .............................-.•'.V.138
ИТЕРАТУРА.............................*.................... 145
- 3 -
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современное человечество переливает сегодня время всемирных и всесторонних изменений. Такие периоды всегда являются периодами неопределенности в смысле понимания направленности развития человечества, его судьбы. Эта неопределенность являет собой кризис сознания на всех его уровнях и во всех сферах жизнедеятельности и определенно завладевает умами многих социологов. Более того, очевидны все признаки, свидетельствующие о том, что в XXI век социология сама вступает в состоянии глубокого и затяжного кризиса, признаками которого являются:
1) господство релятивизма в методологии и в теории;
2) уход социологии от изучения реальных социальных проблем в область социально-философских рассуждений;
3) утрата былого значения главными функциями социологии -познавательной, прогностической, просветительской.
Именно в силу этого исследование кризиса социологии актуально и теоретически, и практически. Ее существование оправдано в том случае, если она способна изучать и понимать смысл и логику развития общества в целом, а также жизнедеятельность различных его сфер, если социологи способны не только изучать социальные проблемы, но и предлагать способы их решения. В настоящее время социология именно в этой своей части не в полной мере соответствует своим главным задачам и функциям [См.:199.с.1743. Поэтому ее общественный престиж во всем мире снижается, а интерес к ней падает.
Отчасти это объяснимо общими условиями кризисного периода, в который вступило человечество на пороге XXI века. Но главная причина кризиса социологии обусловлена ее внутренним развитием, которое привело к отходу науки от объективного изучения социального мира в область идеологизации. Под последней подразумевается некритическая поддержка социологами общей политики правящих в эпоху модерна элитных группировок. Эта поддержка проявилась в согласии социологов с главными ценностными ориентациями модернового общества - прогрессизмом, экономизмом и другими, полностью исключившими значимость природного фактора в общественной жизни.
16 -
до предопределено интенсивнейшей духовной эволюцией западных деств в направлении, благоприятном для позитивного отношения цей к модерновым ценностям. Остановимся подробней на характерные некоторых этих ценностей.
История Запада показывает торжество материалистического ми-зозэрения. материалистических идеологий, ценностей и успехов. Зоргаард писал, что "западная наука возникла вместе с возросшем материализма и присущим ему чувством объективности" .9, с. 479).
По триумфальное материальное развитие Запада определялось »бой метафизической программой Нового времени, а именно - оче-;ными установками на прогресс. Их базисом является христиане-
парадигма линейно-поступательного или стадиального прогрес-Но долгое время в сознании западных интеллектуалов шла борь-с мировоззрением тотального регресса человечества. Наконец, второй половине XIV в. под влиянием экономических успехов Эа-а в этот век идею регресса сменяет оптимистическая оценка дельности людей [См.: 415,с.31-42; 433,с.151-1693.
К XVI-XVII вв. новой установкой европейского сознания и ду-ныы "ядром” модерна становится принцип рациональной познавав ги природы. Этот принцип явился частью общего убеждения в . что единственным основанием позначия реальности является /м. Таким образом, рационализм и вера в прогресс формировали г в прогрессирующую инструментально-формальную рациональность : 270.С.110; 390,С.46; 395,С. 45; 396,С.3303.
В духовном творчестве она воплотилась в появлении идей, те-!, концепций, авторы которых обосновывали умопостигаемость •здания и надеялись обнаружить законы его функционирования, лось, что разум, объявленный законодателем Вселенной, откро-еловеческому сознанию внутреннюю природу всех вещей и приро-амого человека (См.:162,с.503. В материальном творчестве эта . вылилась в активную деятельность по преображению дикой при-в природу очеловеченную, традиционных статичных обществ в ства динамичные и модерновые, человека патриархального в мо-эвого [См.: 95,с. 312-314; 395,0.45; 39,с.364; 152,с.478;
0.81; 267,С. 463.
Важным элементе»« модерновой картины мира на Западе стано-э инструментальный образ природы. Античные и средневековые
- 17 -
штеаи считали, что природа имеет внутреннюю ценность. Но ин-•риализация требовала отказа от ценностей, сдерживающих на-іение. Эта задача была выполнена благодаря протестантской/пу-інской этике. Ее влияние на новоевропейскую науку громадно и торимо. Вот что писал об этом Р.Мертон: "Экзальтация разума ританской этике имеет своей основой убеждение, что разум яв-■ся орудием борьбы со страстями. Это положение неизбежно вело •ждению благоприятной установки относительно тех видов дея-ности, которые являли собой пример постоянной точности рас-ения, приносящей прибыль. Встречаясь со средневековым рацио-змом, разум превращайся в дополнение эмпиризма. Комбинация ональности и эмпиризма, столь очевидная для пуританской зти-формирует основу современной науки" [413,с.3773.
Протестантская этика положила начало механизации представ-й о природе [См.: 370;380;3953. Но механицизм, а затем и ор-цизм распространились и на исследование общества. Физика и огия были науками, которые обеспечивали возможность управле-природой, окружающей общество. Формирующаяся социология ка-сь наукой, способной обеспечить господство над социальной одой человека. Власть политическая и государственная находи-
ней важнейшего союзника в деле управления миром природы и века [См.: 334,с.17; 8,с.25; 61,с.145; 279-2813.
Другими принципами западного мировоззрения являются антро-нтризм и этноцентризм. Ренессансные гуманисты и просветители лили человека из природы как активно действующего и преобра-его ее субъекта. Они же, вслед за стоиками и некоторыми тианскими мыслителями, заявили о праве человека распоряжатъ-удьбами всего мира. В.И.С'амохвалова отмечала по этому пово-
что новоевропейский рационализм можно рассматривать как песенный из онтологической в гносеологическую и психологичес-плоскость антропоцентризм, явившийся европейской моделью ми-ущения [251; см.также: 108, с.97-983. Антропоцентризм расс-ивается в нашей работе как осознание сверхценности челове-эго существования и деятельности и абсолютное превосходство века, всех его стремлений и желаний над другими природными чи.
Этноцентризм же проявился в пренебрежении западными учеными риальным и духовным опытом народов, принадлежащих к другим
- Київ+380960830922