Ви є тут

Профессионализм педагогов дополнительного образования детей и условия его развития : Социологический анализ

Автор: 
Федотова Валентина Валерьевна
Тип роботи: 
Социологический анализ
Рік: 
2003
Кількість сторінок: 
162
Артикул:
193635
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ:
Введение.......................................................... 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования профессионализма педагогов дополнительного образования детей.. 16
1.1 Профессионализм педагогов дополнительного образования
детей............................................................. 16
1.2. Генезис института дополнительного образования детей 40
Глава 2. Модель развития профессионализма педагогов дополнительного образования детей Свердловской области.......... 72
2.1. Особенности профессиональной группы педагогов дополнительного образования детей Свердловской области.......... 72
2.2. Условия развития профессионализма педагогов
дополнительного образования детей ................................ 94
2.3. Модель повышения квалификации специалистов системы
дополнительного образования детей Свердловской...............области........ 108
Заключение....................................................... 143
Список литературы................................................ 151
2
Введение
Система образования переживает период постоянных преобразований и глубоких перемен, вызванных процессами общественного развития и сменой образовательных парадигм. Одним из социальных феноменов, имеющих все большее значение как для личности и отдельных социальных групп, так и для общества в целом, является появление системы дополнительного образования детей.
В постоянно изменяющемся мире возникает и становится осознанной потребность пересмотра целевых ориентиров и педагогических оснований существующих образовательных систем. В новых условиях образование является не просто инструментом, обеспечивающим социальное наследие, оно превращается в своеобразный механизм социокультурной адаптации, конструирования личностного и социального развития. Смысл современного образования заключается в том, чтобы помочь конкретному человеку найти собственный вектор социального продвижения, пути личностного и профессионального самоопределения и самореализации в соответствии устремлениями и способностями. Перемены, происходящие в мире и в нашей стране в частности с распространением и утверждением рыночной экономики, развитием демократических процессов в обществе кардинальным образом видоизменили и систему образования. Осуществление прав и свобод гражданина, реализация потребностей и интересов личности в сфере образования ознаменовалось переходом от единой унитарной общеобразовательной школы к многообразию ее типов и видов, разработкой новых образовательных стандартов, разноуровневых и вариативных образовательных программ, видоизменением системы внешкольного воспитания. Концепция развития человеческих ресурсов, долгие годы реализуемая системой образования, постепенно вытесняется концепцией
з
Результаты исследования представлены также в материалах областных педагогических чтений «Образование человека: от прошлого к будущему» (Екатеринбург, Департамент образования, ИРРО, 1998); «Образование человека. Пути становления социальной компетентности личности» (Екатеринбург, ИРРО, 2002).
Результаты исследований отражены в 15 публикациях автора, на их основе разработаны и внедрены в системе повышения квалификации специалистов дополнительного образования Свердловской области образовательные программы «Основы профессиональной деятельности специалистов системы дополнительного образования” (в соавт. Серт соотв. 032 сер. НМП от 29.06.98), «Педагогика летнего отдыха детей и подростков» (в соавт. Решение обл. эксп. совета от 22.05.02 № 250).
Материалы диссертационного исследования обсуждались на заседании кафедры теории и методики профессионального образования Института развития регионального образования Свердловской области и на кафедре прикладной социологии Уральского государственного университета им. А.М. Горького.
Структура диссертации.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, содержащего 134 наименования. Объем работы - 162 страницы.
15
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования профессионализма педагогов дополнительного образования детей 1.1. Профессионализм педагогов дополнительного
образования детей
Становление профессиональной общности педагогов дополнительного образования детей является актуальной проблемой периода внутрисистемных трансформаций в российском образовании. Образовательный потенциал свободного времени человека и условия .его реализации обществом становятся предметом исследований философии образования, социальной философии, социологии (образования, труда, досуга, молодежи), педагогики, андрогогики и других отраслей науки. В процессе институционализации сферы дополнительного образования детей (формирования целевых установок деятельности, принципов и норм, педагогической направленности, изменения функций и т.д.) произошли существенное обновление и миграция состава работников.
Изучение особенностей профессиональных норм и требований к педагогическим работникам сферы дополнительного образования детей, соотнесение их с параметрами, характеризующими данную профессиональную общность на этапе становления системы и выбор способов развития профессионализма работников, является сложной комплексной задачей, требующей своего решения.
Процессы становления современного института дополнительного образования детей совпали по времени с осмыслением важной методологической проблемы - определением места человека в социально-экономическом развитии общества. В процессе построения гражданского