Ви є тут

Детерминанты профессионального выбора молодежи среднего города России: социокультурный анализ

Автор: 
Щавлинский Юрий Александрович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2009
Артикул:
295525
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ............................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические предпосылки исследования проблем профессионального выбора молодежи.......................... 16
1.1. Трансформация ценностного содержания профессии как детерминанта процесса профессионального выбора................ 16
1.2. Специфика профессионального выбора молодежи в дискурсе социокультурного подхода.......................................41
Глава 2. Профессиональный выбор молодежи среднего российского города: состояние и тенденции изменения............................ 63
2.1. Профессиональный выбор молодежи как ценностно-ориентированное социальное действие ................................. 63
2.2. Аксиологическая составляющая в процессе выбора профессии молодежи среднего российского города в свете теории рационального выбора................................................91
Заключение........................................................120
Список использованной литературы ..................................124
Приложение........................................................146
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования вызвана осознанием необходимости решения проблем успешной интеграции молодого поколения во все сферы жизнедеятельности общества и особенно в его социально-профессиональную структуру, что способствует оформлению ее жизненной позиции, характеризующейся социальной уверенностью и профессиональной конкурентоспособностью. С другой стороны, все более острой становится проблема рационального воспроизводства профессионального потенциала российского общества в качественно меняющихся социально-экономических условиях, поскольку в современном российском обществе возрастает рассогласование между объективно существующими потребностями в сбалансированной структуре кадров и субъективными профессиональными устремлениями молодежи.
С изменением социально-экономических реалий и вынужденной ориентацией молодежи на показатели, определяемые динамично меняющимися потребностями рынка труда, существенным образом переопределяющими значимость и престиж профессий, а также содержательными и структурными изменениями самого мира профессий, неизбежно меняется и сам процесс профессиональной социализации молодых людей, начиная от выбора профессии и заканчивая зрелым профессиональным самоопределением. Эти обстоятельства в свою очередь актуализируют потребность научного осмысления как новых реалий, в качестве детерминирующих условий, так и принципиально иной социальной практики реализации всех звеньев профессионального самоопределения, немаловажное воздействие на которые оказывает трансформация ценностей нашего общества.
С этой точки зрения дальнейшего осмысления требуют вопросы социокультурной детерминации профессионального выбора в еще сохраняю-
3
трудовой деятельности и профессия. Отношение к профессии формировалось на основе общих представлений о мире и религиозных учений. Профессия являлась средством выживания или поддержания привычного уровня потребления и не выступала в роли социокультурной ценности. В индустриальную эпоху профессия становится неоспоримой ценностью, определяя положение в обществе, доход, образ жизни, круг общения и т. п. В этом качестве профессиональный статус отодвигает на второй план аскриптивные факторы некогда первостепенной значимости: религиозную и этническую принадлежность, знатность рода и т. п.
3) В современном обществе коренным образом изменяется процесс и структуры профессионального самоопределения. Ранее профессиональный выбор осуществлялся в выпускных классах средней школы и, как правило, -на всю жизнь. В современных условиях старшеклассники могут осуществить только первичный профессиональный выбор, который по отношению к процессу профессионального самоопределения можно рассматривать как «единичный акт» - социальное действие. В условиях современного социума индивид, как правило, оказывается в ситуации профессионального выбора неоднократно. Суть авторской концепции понятия «профессиональный выбор» заключается в том, что оно рассматривается как «единичный акт» - социальное действие, ограниченное во времени, в процессе профессионального самоопределения.
4) В свете теории социального действия профессиональный выбор как «единичный акт» имеет следующую структуру: а) цель - движение индивида по жизненной траектории, важнейшей частью которой является вектор, определяемый профессиональным выбором; б) ситуация, которая включает в себя: условия - влияние социального окружения, информированность, хчесто жительства; средства- интеллектуальные и физические способности, финансовые возможности; некоторый нормативный стандарт выбора - соци-
ально признанная необходимость получения профессии; символические выражения нормативных или идеальных элементов - образ специалиста, его социальный престиж и условия работы.
6) Российская действительность, преодолевая состояние транзитивности, в своих трансформационных процессах все полнее воплощает тенденции социокультурного развития, свойственные постиндустриальному обществу. Появление новых реальностей ведет к переосмыслению взглядов, возникновению иного мировосприятия, формированию иной ментальности. Молодые люди склонны рассматривать процесс получения профессии не только с точки зрения приобретения профессиональных знаний, необходимых для жизненного успеха, но и как средство самореализации.
7) Принятие решения о выборе профессии сталкивается с разного рода ограничениями. На смену строго регламентированному выбору рода занятий, имевшему место в традиционном обществе, приходит рационально обусловленный выбор, подчиненный предписанным безличным и стандартным образцам поведения. В процессе выбора профессии существенную роль играют коллективные представления, которые возникают в соответствии с конкретной социально-культурной матрицей. Противоречивость ценностно-нормативного содержания социального опыта, усиленная спецификой транзитивного общества, еще более затрудняет выбор.
Научно-теоретическая и практическая значимость исследования определяется тем, что полученные научные результаты обосновывают необходимость осуществления корректирующих шагов в реализации профориентации, профессиональной подготовки и трудоустройства молодежи.
Данные исследования могут быть использованы в научно-педагогической работе для чтения учебных курсов по социологии, социологии культуры, социологии молодежи, профориентологии, а также при проведении профориентационной и воспитательной работы.
14