Ви є тут

Национальная самоидентификация поляков в современной России

Автор: 
ХессЛеоньска Алиция
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2001
Артикул:
1000330817
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение........................................с. 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения национальной самоидентификации
1.1. Социальная идентичность национальной группы в инонациональных условиях..................................с. 11
1.2. Возможности биографического метода в анализе национальной самоидентификации........................с.ЗО
Глава 2. Особенности национальной идентичности поляков в России 90-х годов
2.1. Основные идентификационные ориентиры поляков в
Санкт-Петербурге (вторичный анализ анкетирования)...........с.59
2.2. Представления о Родине и народе в сознании поляков в
России (анализ на основе биографического метода)............с. 88
Заключение...........................................с. 119
Библиография.........................................с. 122
Приложение 1. Фрагмент мемуаров Збигнева Шенинга, проживающего в Санкт-Петербурге (на русском языке)..........с. 138
Приложение 2. Текст одного из номеров издания культу рно-просветительского товарищества «Полония» (на польском языке)
...........................:.....................................с.157
3
Введение
Актуальность темы исследования. Интенсификация процессов коммуникаций и миграций в современном мире приводит к резкому изменению традиционного национального развития, локализованного в пределах собственной национально-государственной территории. Перемещение по всей планете представителей различных народов приводит к — возникновению не только социально-психологических проблем адаптации и самореализации в «иной» среде отдельных индивидов, но и к изменениям социальных структур, образованию новых групп. Все более обозначается проблема «вписанности-выделенности» национальных групп • в инонациональной среде. При этом своеобразие основных экономических, политических, социальных практик представителей данной группы определяется в том числе запасом ее связей с собственной нацией как целостной
социокультурной системой. Поэтому социологический анализ
данной проблемы приводит к выделению феномена
самоидентификации национальной группы в инонациональной среде как специфического социокультурного феномена.
Относительное обособление национальных групп на фоне усиления интеграционных процессов не имеет однозначной
интерпретации. Но можно предположить, что в определенных границах оно носит позитивный характер, служит как механизм сохранения того разнообразия стереотипов поведения, логик воспроизводства социальной деятельности, которое заключено в различных национальных культурах.
16
— с одной стороны, и обеспечивает возможность адаптироваться в инонациональной среде — с другой стороны.
В психологии идентификация рассматривается как на уровне индивида разворачивающийся процесс. Причем в нем могут быть выделены следующие основные стратегии (по Дж.Берри) — ассимиляция (полное включение в новую культуру); сепарация (отрицание культуры окружающего большинства); маргинализация («уход» из обеих культур) и интеграция (через идентификацию с обеими культурами).6 В качестве основных социальнопсихологических показателей успешной аккультурации
H.М.Лебедева предлагает рассматривать «этническую идентичность» и «этническую толерантность»7.
Традиционно процесс национальной самоидентификации исследовался с использованием преимущественно психологического аппарата, через анализ именно индивидуальных особенностей адаптации. Однако интенсивная трансформация социальных условий, характерная для современной стадии развития социокультурного процесса, приводит к переносу акцента в изучении самоидентификации с личности на группу. Очевидно, именно группа является субъектом самоидентификации, вне группы процесс самоидентификации не может полноценно воспроизводиться.
Здесь проявляются закономерности, выявленные, например, классической экологией как общие для всего живого — выживает не единичный организм, а сообщество организмов, коллективный
утвердил себя в духе своего народа» — Ильин И. А. Путь к очевидности. М., Республика, 1993, С.242.
6 См. Berry J.W. Psychology of acculturation. In J/Bcrman (Ed.) Cross-Cultural Perspectives ..
Lincoln.
17
организм. Индивидуальный культурный облик первоначально возникает у рода, именно групповое, коллективное, а не личностное, индивидуальное пространство является первичным пространством становления способа человеческой деятельности — культуры.
Все элементы природы — особенности геологических и биологических характеристик — впитываются и воспроизводятся обществом:
- в языке (который, как доказали ученые, отражает звукообраз природы);
- в мифах и обычаях, которые у каждого народа неизменно отражают особенности воспроизводства породившей его природной экосистемы;
- в логике, стиле поведения, в особенностях традиции («аргикуляция» наших движений национально-своеобразна, т.к. они приспособлены к взаимодействию с данной средой, к освоению данного ландшафта).
В дальнейшем уже на основе этих исходных факторов социатьной общности возникают более поздние — общность политической жизни (при выходе из первобытной стадии развития) и общность экономической жизни (при переходе от натурального хозяйства к национальному рынку). В результате оформляется современная нация как элемент национальной экосистемы.
Природа процесса самоидентификации несомненно социальна, предполагает воспроизводство взаимодействий, общения. Оно может рассматриваться в контексте анализа адаптационных процессов. Последние же — это процессы, главным результатом и целью которых является социальный (а не индивидуальный) эффект
Лебедева Н.М. Новая русская диаспора. Социально-психологический анализ. М., 1997, с.43.