Ви є тут

Социально-экономические проблемы развития фирмы : На примере ООО РЫБАК

Автор: 
Подолинский Андрей Петрович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
271541
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение.............................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения фирмы.......................8
1. Понятие фирмы...................................................8
2. Теория фирмы....................................................9
2.1. Экономическая теория фирмы................................10
2.2. Социологическая теория фирмы..............................19
3. Типология фирмы................................................33
3.1. Менеджериальная типология.................................33
3.2. Институционально-экономическая типология..................43
3.3. Социологическая типология.................................53
3.4. Юридическая типология.....................................60
Глава 2. Особенности перехода к рыночным отношениям в России.............................................................73
1. Экономические особенности перехода к рынку в России............73
1.1. Децентрализация управления предприятиями..................76
1.2. Приватизация государственной собственности................78
1.3. Развитие конкуренции......................................83
2. Социальные особенности перехода к рынку в России...............92
2.1. Основные особенности перехода к рынку.....................92
2.2. Причины трудностей перехода к рынку.......................99
Глава 3. Проблемы развития фирмы...............................105
1. История становления фирмы.....................................105
2. Анализ деятельности фирмы.....................................111
3. Проблемы и возможности развития...............................121
Заключение........................................................138
Список литерату ры................................................140
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы.
Россия, хочется верить, окончательно и бесповоротно стала на путь построения рыночной экономики и развития гражданского общества. Однако существует множество факторов, которые затрудняли, затрудняют и, видимо, еще довольно долго будут затруднять этот процесс. Слишком тяжело наследие нашей страны, слишком много проблем, на всестороннее рассмотрение которых не хватит и жизни.
Поэтому автор диссертационной работы посчитал вправе сосредоточиться на одном, хотя и немаловажном, аспекте рыночных преобразований, рыночною образа жизни, если можно гак сказать: на фирме и её месте в современном обществе, как в развитых экономически системам, так и в условиях современной переходной экономики России.
Фирма (как носитель частной инициативы) является активным, движущим субъектом рыночных отношений. Поэтому очень важно понять, каким образом обеспечиваются наилучшие условия для её существования и, что ещё важнее, - развития. Без активно развивающихся фирм рыночная экономика не существует, так же как не существует и гражданское общество материально обеспеченных, духовно независимых, уважающих себя и закон граждан.
Новая фирма, фирма рыночного типа должна быть приоритетом внутренней экономической политики нашего государства.
Степень разработанности проблемы.
Как ни странно, но фирме в рыночной (и какой-либо иной) экономике посвящено совсем не большое внимание в работах как зарубежных, так и отечественных авторов. Можно выделить, главным образом, представителей институциональной экономической теории (Р. Коуз, Дж. Коммонс, О. Уильямсон)1. Дело в том, что экономическая теория
1 Коуз Р. Фирма, рынок и право. М., 1993; Уильямсон О. Экономические институты капитализма СПб., 1997; Уильямсон О Фирмы, рынки и «отношенческая контрактация». СПб., 1996; Природа фирмы. /.Под ред. О.И. Уильямсона и С.Дж. Уинггера М., 2001; Commons J. The Economics of Collective Action. Madison, 1970; Williamson O. Markets and Hierarchies: Analysis
13
необходимости расширения кооперации до масштабов всего общества. Эго позволило бы устранить «рыночную анархию», ввести планомерность в рамках национальной экономики и обеспечить победу коммунистического способа производства над капиталистическим в производительности труда На этот счет известны также высказывания В. И. Ленина о том, что социализм — это «единая фабрика», «единый синдикат», «единая контора». Увы, предсказания классиков марксизма относительно судьбы рынка пока не осуществились на практике (и вряд ли осуществятся в обозримом будущем). Сколько-нибудь эффективная «фирма-общество» невозможна, прежде всего по экономическим же причинам.
Американский экономист Ф. Найт считает, что фирмы появились в результате стремления рыночных агентов к минимизации рисков и неопределенности. Чем сильнее неопределенность, тем больше преимущества фирмы по сравнению с рынком. То есть, образно говоря, фирма - это островок спокойствия в бушующем океане рынка.
Внимание к сложной внутренней структуре фирмы привлечено еще в межвоенный период в работах основателей институциональной экономической теории (Р. Коуз, Дж. Коммонс). Хотя, по печальному признанию Р. Коуза, идеи его основной работы «Природа фирмы» и спустя 50 лет не стали неотъемлемой частью инструментария экономистов, попытаемся все-таки проследить, каким путем двигалась мысль английского экономиста, лауреата Нобелевской премии.
Идея Коуза состоит в следующем: фирма как экономический институт возникает в связи с дороговизной рыночной координации. В условиях частной собственности фирма сокращает- издержки рыночного обмена, которые в противном случае несли бы индивидуальные, не объединенные в такого рода организации производители. Рассмотрим подробнее, как Коуз пришел к такому заключению.
Мы знаем, что механизм рыночной координации обладает целым рядом неоспоримых достоинств с точки зрения как отдельного
14
потребителя, так и общества в целом. Вместе с тем общество не может пользоваться рыночным механизмом бесплатно. Это требует подчас весьма внушительных затрат. Такие затраты обусловлены не технологией производства (издержками на материалы, оборудование, оплату труда рабочих и т.д.), а самим процессом взаимодействия рыночных агентов в ходе совершения ими . различных сделок. Коуз назвал их трансакционными затратами (от лат. ^атасНо - сделка).
На практике они (так сказать - интуитивно) учитывались и прежде, в теории же на них предпочитали не обращать внимания, по сути считая их (опять-таки - интуитивно) равными нулю, несмотря на то, что они имеют важнейшее значение в возникновении фирм, банков, бирж и других институтов экономической жизни.
Для наглядности Коузовского постулата можно провести следующую аналогию: рынок - это механизм, состоящий из огромного количества шестеренок (то есть единичных участников рыночных отношений). Производство продукта достигается за счет взаимодействия некоторого количества шестеренок, причем, чем сложнее создаваемый продукт, тем больше шестеренок задействуется в этом процессе, и тем сильнее между ними трение (то есть трансакционные затраты) и выше вероятность поломки (невыполнение контрактных обязательств и т.д.). Фирмы можно себе представить как жестко, определенным образом скрепленные под единой оболочкой группировки шестеренок, или просто как шестеренки больших размеров, которые заменяют собой множество неорганизованных, случайно взаимодействующих маленьких. Тем самым в данном участке механизма уровень трения снижается. Причем, если бы была возможна система с нулевым уровнем фения, то не было бы необходимости в появлении больших шестеренок.
Коуз выделил четыре категории трансакционных затрат:
I. Затраты на сбор и обработку информации (о потенциальных поставщиках и покупателях, цепах, характеристиках товаров и услуг).