Ви є тут

Социологический анализ духовной составляющей социального взаимодействия

Автор: 
Воронин Геннадий Леонидович
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2002
Артикул:
272407
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................................................... 3
ГЛАВА I. Методология и теория социологического анализа духовной детерминанты
социального взаимодействия.................................................... 18
§ 1. Духовность как объект социологической рефлексии.......................... 18
§ 2. Методологические принципы изучения духовной организации личности и общества ......................................................................... 39
§ 3. Стратификационно-типологический подход в социологическом исследовании духовности ..................................................................... 58
ГЛАВА II. Специфика социологического изучения типов духовной организации
личности и общества: подходы и методы........................................ 69
§ 1. Семантический подход в построении модели духовности личности и общества.. 69
§ 2. Метод жесткой альтернативной сортировки индикаторов и его значение в изучении структуры и процессов духовной жизни общества............................. 85
§ 3. Метафорические типы духовности в социологическом исследовании........... 103
ГЛАВА III. Духовная организация личности и общества как объект социологического анализа................................................................... 136
§ 1. Динамика духовпой организации личности н общества конца XX века (на примере I Ьокегородского региона)................................................. 136
§ 2. Г енезис типов духовной организации личности россиян (на примере Нижегородскою региона)................................................................ 168
§ 3. Социальное самочувствие россиян (по результатам социологических исследований РМЭЗ 1994.1996. 1998).................................................... 183
ГЛАВА IV. Духовный погенциал учащейся молодежи и перспективы гуманизации
социального взаимодействия................................................... 225
§ 1. Динамика духовного потенциала учащейся молодежи в сфере социального взаимодействия .................................................................. 225
§ 2. Социометрическая модель социального взаимодействия. «Тест - 100»........ 239
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................... 256
БИВЛИ01ТАФИЯ................................................................. 261
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Факторная матрица «Теста - 200»................................ 274
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Материалы «Геста - 200»........................................ 283
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Характеристика социального взаимодействия и профили мстати-
пов духовной организации личности............................................ 294
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Установки нижегородцев на социальное взаимодействие в пространстве метафор............................................................ 311
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Факторная матрица мстапространства социального взаимодействия.......................................................................... 318
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Идентификация респондентами своего экономического, правового
и социального статусов....................................................... 320
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Установки учащейся молодежи на социальное взаимодействие ... 325
ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Факторная матрица «Теста - 100»................................ 335
ПРИЛОЖЕНИЕ 9. Социально-психологическая характеристика мел асоциальных типов (тесты Р. Амтхауэра, Р. Ксттслла, НЛН-А, Д. Ксйрси)...................... 341
ПРИЛОЖЕНИЕ 10. Социально-психологическая характеристика мстасопнальных групп........................................................................ 358
Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь се разгадывать всю жизнь, то не говори, чго потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу бьпь человеком.
Ф. Достоевский
Введение
Актуальность темы исследования прежде вего связана со следующими обстоятельствами:
- в конце XX - начале XXI века произошло резкое возрастание субъективной составляющей в жизни общества. Роль духовной детерминации проявляется во всех сферах общества, и особенно это заметно в политике, науке, технике, коммуникациях, образовании, культуре;
- возрастает роль и значение нравственных ориентаций в жизни человека и общества. Актуальность этого положения усиливается на фоне релятивизма нравственных ценностей в сознании современного человека. И здесь особого внимания со стороны общества требует к себе такая социальная группа, как молодежь;
- роль интеллекта, знаний, ценностей, норм, установок конкретного человека в жизни общества повышается в связи с усилением его проективных возможностей, что предъявляет особые требования к духовной организации личности;
- в русле перечисленных общецивилизационных тенденций диагностика духовной организации личности в контексте социального взаимодействия и социального самочувствия играет важную роль в прогнозировании и предотвращении многочисленных кризисов и катастроф, в той или иной мере связанных с человеческим фактором;
- разработка социологических методик диагностики духовной организации личности, социальной группы, общества в целом призвана осуществить социологический мониторинг нравственного сознания россиян, сил конфликтогенных тенденций и потенциала солидаризации общества. Это
37
психосемантические методы. Это направление в исследовании обыденного сознания начала разрабатывать в 1955 году группа американских психологов во главе с Ч. Осгудом. Метод семантического дифференциала и его модификации помогают измерить «те состояния, которые следуют за восприятием символа-раздражителя и необходимо предшествуют осмысленным операциям с символами»67. Метод семантического дифференциала активно используется в психологии. Внедрение семантических методов в практику социологических исследований только начинается. Именно эмпирические психосемантические методы, примененные в социологическом исследовании духовности, «позволяют исследователю проникнуть во внутренний мир человека, выявить структуру, иерархию, возможно, и динамику его смысловых представлений и интимно значимых целей»68.
Наиболее ярко синтез аксиологического и когнитивного подходов проявился в работе Ю.М. Федорова «Универсум морали»69. Автор высказывает очень ценную и продуктивную идею, которая может быть положена в основание социологического анализа духовности. «Поступок человека должен рассматриваться не иначе как в качестве многомерного акта, - пишет Ю.М. Федоров, - в котором одновременно трансцендируется Абсолют, актуализируется Род, социализируется Индивид и дескриптивизиру-ется Объект»'0. Этот тезис перекликается с утверждением Н. Бердяева, согласно которому «глубинное «я» человека всегда связано с духовностью»71.
На понимание духовной организации личности и общества очень хорошо работают символы, литературные образы, метафоры. По этой причи-
ь‘ Петренко ВФ. Основы психоссмантики: Учебное пособие. - М., 1997. - С. 110.
68 Шмелев Л.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: тсорстико-мстодологичсскис основания и психодиагностические возможности. - М., 1983. - С. 3.
69 См.: Федоров Ю.М Упивсрсум морали. - Тюмень. 1992. - 420 с.
70Там же. -С. 323-324.
71 Цит. по: Федоров Ю М Универсум морали. - Тюмень, 1992. - С. 324.
38
не для интерпретации нравственной позиции респондента в диссертации использован целый ряд метафор, а именно: «Иисус Христос - мизантроп», художественные образы из произведений Ф.М. Достоевского, A.C. Пушкина, А.Н. Островского, В.В. Маяковского и других писателей. В работе использована также метафора H.A. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?».
Ряд современных авторов обращается к социологическим аспектам исследования духовности. По мнению Ю.Н. Козырева, духовность в социологическом плане необходимо понимать как детерминирующее основание деятельности, поведения и поступков людей'2. Эта позиция перекликается с позицией М.М. Бахтина, который утверждает, что человеческое содержание выплескивается в контексте жизни каждого человека, даже если он не отдаст себе отчета в этом. Духовность имеет реальность не только через диалог с другим сознанием, но и в поступках, бытии-событии. Духовность - реальность отношений между мной и другим человеком73. «Долженствование есть своеобразная категория поступления-поступка (а все, даже мысль и чувство, есть мой поступок), есть некая установка сознания... Нет определенных и в себе значимых нравственных норм, но есть нравственный субъект с определенной нравственной структурой (конечно, не психологической или физической), на которого и приходится положиться: он будет знать, что и когда окажется нравственно-должным, точнее говоря, вообще должным (ибо нет специально-нравственного долженствования)» 4. Далее Михаил Михайлович Бахтин утверждает: «Душа -это дар моего духа другому»75.
72 См.: Козырев Ю.Н. Социальная стратификация в человеческом измерении И Философская и социологическая мысль. - 1992. - № 2. - С. 97.
7 4 См.: Вахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники: Ежегодник 1984- 1985.-М., 1986.-С. 83.
74 Там же. - С. 85.
75 Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Эстетика словесного творчества. - М.. 1986. - С. 123.