Ви є тут

Социальные факторы оптимизации подготовки инженерно-технических кадров для промышленности : На материалах ОАО Татнефть

Автор: 
Шавалеев Рафаэль Махмутович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2003
Артикул:
272703
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ................................................ 3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ010 ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ 15
РАЗДЕЛ 2. ВЛИЯНИЕ СИСТЕМНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ И НЕФТЯНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОПТИМИЗАЦИЮ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНО -
ТЕХНИЧЕСКИХ КАДРОВ............................ 48
РАЗДЕЛ 3. СИСТЕМА РАННЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
100
КАК ФОРМА ОПТИМИЗАЦИИ КАДРОВОЙ РАБОТЫ.....
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................. 135
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...................................... 139
ПРИЛОЖЕНИЯ............................................. 147
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Необходимость изучения проблем датьнейшего совершенствования системы подготовки инженерно-технических работников для современного производства продиктована жизнью, требованиями индустриализации профессионального образования в трансформирующемся обществе. Прежде всего речь идет о двух факторах указанной модернизации.
Во-первых, серьезные изменения в организации и содержании управления профессиональным образованием инженерных кадров вызваны социально-экономическими изменениями переходного периода: ликвидацией централизованного управления производством, демонополизацией экономики, спадом производства, сокращением числа рабочих мест и другими. Отсюда - разрушение жестко централизованной системы управления профессиональным образованием, существующей в течение многих лет, в основе которой лежало делегирование полномочий и ответственности сверху вниз. Нельзя забывать и того, что темпы подготовки инженерных кадров в технических вузах в 90-е годы были резко снижены.
Во-вторых, в условиях перехода к рыночной экономике, реальной в скрытой безработицы существенным образом повышаются требования к профессиональной подготовка инженерно-технических специалистов: необходим более высокий уровень квалификации и компетенции работника, обеспечивающий конкурентоспособность продукции. Вся система
кадровой службы предприятия должна быть сориентирована на осуществление этой задачи. Поэтому задача повышения качества подготовки инженерных кадров является первоочередной и для хозяйствующего субъекта и для образовательного учреждения.
Эти факторы в своей сущности являются специальными и нуждаются в конкретном исследовании в аспекте экономической социологии и демографии, включающем критерии влияния подготовки кадров на качество
15
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ
Прежде всего необходимо подчеркнуть значение для нашей темы системно-комплексного и личностно-деятельностного подходов к подготовке инженерно-технических кадров, идеи формирования личности и становления спсциалиста-профсссионала: это концепции моделирования (С.И.
Архангельский, Б.П. Беспалько, В.М. Кларин и другие), квалиметрии (В.М. Полонский, М.Н. Скаткин, А.И. Субетто, В.Д. Шадриков и другие), системного анашза (В.Т. Афанасьев, Ф.Ф. Королев, Н.В. Кузьмина, В.Н. Садовский и другие), идей современной дидактики и оптимизации образования (Ю.К. Бабинский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, В.А. Сластенин и другие), идей компьютеризованного обучения в регионе (Ф.Ф. Харисов, В.В. Иванов и другие), теории рефлексии (В.В. Дузгин и другие) и инновации в образовательном процессе (Г.В, Мухамедзянова, Л.А. Волович, М.А. Нугаев).
Для разработки методики оценки профессиональной компетентности, понятие инновации имеет исходное значение.
Это и понятно. Современное общество характеризуется очень быстрыми и глубокими изменениями. Об этом свидетельствуют изменения, происходящие в общественной структуре, в отношениях между отдельными странами, в отношениях личность-общество, в быстрых демографических, урбанистических, миграционных и других переменах. Образование как подсистема глобальной общественной системы, должно также учитывать все происходящие изменения в обществе, меняя соответственно свою структуру и содержание деятельности. Тем не менее, наибольшее количество претензий к образованию предъявляют в том, что оно отстает и не следует за тенденциями развития общества, что оно неэффективно и использует старые технологии. Образование как
16
общественная функция должна следовать за изменениями в обществе и при этом влиять на его развитие и изменение. Однако отношения между обществом и образованием, образованием и производством имеют сложную структуру, отличаются высокой динамичностью. Образование не воспринимает пассивно и автоматически все влияния и изменения, происходящие в обществе, оно само активно влияет на него. В этом смысле изменения в образовании являются ее только следствием, но и особым условием дальнейшего развития общественного производства.
Новшества являются историческим продуктом общественных тенденций. Их количество, виды, харакгер зависят от совокупности конкретных факторов, влияющих на обновляемые объекты практической деятельности. Сегодня, опережающее развитие технолого-образующих наук - химии, физики, биологии, информатики, определяют векторы новшеств в соответствующей им образовательной практике. Для современного этапа характерна гуманитарная окраска развития общественных отношений, вызвавшая огромный рост инноваций в этих областях. Во всем мире стараются создавать условия для увеличения количества новшеств в сфере общественных отношений. Ведь повышение уровня образования способствует повышению общего уровня жизни, и значит необходимо искать пути, способы и средства совершенствования образования, повышения его эффективности. Введение новшеств предполагает повышение продуктивности образовательно-воспитательной сферы и более эффективного обучения специалистов в духе творческой работы, развития новаторского духа и творческого потенциала. Разумеется, для того, чтобы привить вкус к новаторству, воспитать личность, которая будет стремиться создавать новшество, само образование должно быть проникнуто нововведениями, в нем должен преобладать дух и атмосфера творчества.
Однако в настоящий момент не существует четкого определения категории "инновация", что отражает различные точки зрения на нововведения в структуре подготовки специалиста.