Ви є тут

Особенности сетевых сообществ Интернета : Русскоязычный сегмент

Автор: 
Вышегородцев Дмитрий Евгеньевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
273307
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СЕТЕВЫХ СООБЩЕСТВ
§ 1. Теоретические основы изучения информационного общества 10
§ 2. Характеристика Интернета как социальной информационно- 30
коммуникативной системы
Глава 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЕТЕВЫХ СООБЩЕСТВ
РУНЕТА
§ 1. Социальная характеристика сетевых сообществ 63
§ 2. Особенности пользователей сетевых ресурсов Рунета 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 101
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 117
2
общества"6. В те же годы стала укореняться позиция, согласно которой знания, как в марксистской теории труд, способны обеспечивать создание и самовозрастание стоимости, а так как информатизация, по словам П.Дракера, является не чем иным, как быстрым замещением груда знаниями"7, термин "информационное общество" казался многим адекватным обозначением формирующегося нового строя.
Сторонники теории информационного общества подчеркивают, что воздействие «информационной революции» проявляется не только на уровне технологических, организационных и коммуникационных преобразований. В гораздо большей степени она сказывается на жизни общества в целом. Возникает перспектива преобразования его основополагающих принципов, ориентиров, способов функционирования.
Необходимо отметить, что само возникновение и существование человеческого общества мыслится изначально обусловленным существованием возможности информационного обмена в самых различных формах - от разумного общения посредством языка, письменности, до обмена деятельностью, технологиями, научным знанием, результатами и продуктами труда. Сознательная деятельность человека, степень развитости его разума, запас научных знаний - все это реализуется в практической деятельности посредством информационного взаимодействия8.
Д.В.Иванов выделяет следующие базовые черты информационного общества как социальной организации:
1. Определяющим фактором общественной жизни в целом является научное знание. Оно вытесняет труд (ручной и механизированный) в его роли фактора стоимости товаров и услуг. Экономические и социальные функции капитала переходят к информации. Как следствие, ядром социальной организации, главным социальным институтом становится университет как центр производства, переработки и накопления знания. Промышленная корпорация теряет главенствующую роль.
2. Уровень знаний, а не собственность, становится определяющим фактором социальной дифференциации. Деление на «имущих» и «неимущих» приобретает принципиально новый характер: привилегированный слой образуют информированные, неинформированные - это «новые бедные». Очаг социальных конфликтов перемещается из экономической сферы в сферу культуры. Результатом борьбы и разрешения конфликтов является развитие новых и упадок старых социальных институтов.
s См.: Энциклопед1гческнн социологический словарь: ИСПИ РАН, 1995. - С.473-474.
“ См.: Brzczinski Zb. Between Two Ages.- N.Y., 1970,- P. 9.
Cm.: Drucker P.F. The Educational Revolution // Et/ioni-Halevy E., Etzi-oni A. (Eds.) Social Change: Sources, Patterns, and Consequences.- N.Y., 1973.- P. 236.
* Филиппова Т В. Интерактивная коммуникация в эмпирической социологии (Опыт социологического анализа Интернст-опросов). Автореф. дне. ...K.C.H. - М.. 2000. - С. 11.
11
3. Инфраструктурой информационного общества является новая «интеллектуальная», а не «механическая» техника. Социальная организация и информационные технологии образуют «симбиоз». Общество вступает в «технотронную эру», когда социальные процессы становятся программируемыми9.
Но он же считает, что такого рола информационное общество еще не состоялось, хотя основные технико-экономические атрибуты постиндустриальной эпохи уже сложились: преобладание в информационных технологиях доли услуг, снижение доли занятых во «вторичном» и рост доли «третичного» секторов экономики, тотальная компьютеризация и т. п. Университет не заменил промышленную корпорацию в качестве базового института «нового общества», скорее академическое знание инкорпорировано в процесс капиталистического производства Общество сейчас мало походит на целостную программируемую систему институтов. Оно, по мнению Турена, больше похоже на мозаичное поле дебатов и конфликтов по поводу социального использования символических благ.
Вместе с тем, Д.В Иванов утверждает, что прогнозы теоретиков информационного общества оказались несостоятельны. Он связывает эго с тем, что авторы теорий информационного общества отождествляли информацию и знание. Информации в современном обществе мною, она играет значимую роль, но отсюда вовсе не следует, что в современном обществе знание - сила.
«Для того чтобы понять, что такое информация и почему она играет такую огромную роль в современную эпоху, нужно четко различать сообщение (или послание), интерпретацию (или восприятие) и коммуникацию. Сообщение (message) - это «вещь», т. е. передаваемый продукт интеллектуальной деятельности человека; интерпретация - это «мысль», т. е. приобретаемое знание; коммуникация - это лишь операция передачи, трансляции. Но в современном обществе именно эта операция трансляции - определяющее, доминирующее звено в триаде сообшсние-коммуннкация-интерпретация»*0.
По мнению Н И.Моисеева, «... информационное общество действительно "стоит на пороге" нашей истории, и от того, как люди смогут его принять и интерпретировать, зависит характер цивилизации наступающего века. Многое в нем нам еще предстоит понять, но об одном, вероятно, уже можно говорить с полной определенностью: информационное общество не сможет утвердиться на планете само по себе, без целенаправленного действия людей. Для того чтобы потенциальные возможности информатизации послужили
9См.: Д.В.Иванов Феномен компьютеризации как социологическая проблема
//http://www.soc. pu. ru:8101 /publ ica tions/pts/divanov.html
10 См.: Там же.
12