Ви є тут

Теории идеологии в западной социологии : От критики ложного сознания к анализу дискурсивных практик масс-медиа

Автор: 
Тузиков Андрей Римович
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2003
Артикул:
273699
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
************************************************************************
1 ' Введение...................................................................3-21
I * Глава 1. «Теория идеологии как элемент социальной мысли эпохи становления
индустриальной цивилизации Запада»
1.1. Эпоха Просвещения и социологическая теория идеологии К. Маркса: рождение традиции.................................................'.22-36
1.2. Дальнейшая разработка теории идеологии: от Ф. Энгельса до Дюркгейма 37-52
♦ 1.3. От «научной» идеологии к социологии знания..........................52-63
1.4 Проблема взаимовлияния науки и идеологии.............................64-97
Глава 2. Идеологизированные дискурсы в западной социологии XX века
2.1. Диалектика взаимосвязи идеологии и социологической теории..........98-117
2.2. Социология и консервативно-идеологизированный дискурс.............118-129
2.3. Социология и критически-радикально идеологизированный дискурс.....129-148
2.4. Социология и либерально-идеологизированный дискурс................148-159
Глава 3. Теория идеологии на перекрестке времен: от гнперматериалнзма постструктурализма к гиперреальности постмодернизма
3.1. Л. Альтюссер: материализация идеологии в аппаратах государства....160-169
3.2. От теории идеологии к «режиму истины» и теории дискурса.......... 170-181
3.3. Зигзаги постмодернизма и теория идеологии.........................181-207
3.4. Консьюмеризм как идеология и стиль жизни в условиях постмодерна...207-225
*
2
Глава 4. Проблемы «негативности» и «нейтральности» в западной теории
идеологии второй половины XX века
*4.1. Основные подходы к классификации теорий идеологии...................226-240
4.2. «Нейтральные» теории идеологии.....................................240-267
4.3. «Негативно-критические» теории идеологии...........................267-298
Глава 5. Использование теории идеологии для концептуализации и эмпирического изучения социальных проблем в эпоху масс-медиа и глобализации
5.1. Применение теории идеологии в контексте социологии масс-медиа......299-332
5.2. Идеология и медиаконструирование социальной реальности.............332-357
5.3. Теория идеологии применительно к социологии рекламы и киберпространства ...........................................................357-378
5.4. Масс-медиа и идеологический дискурс глобализма.....................378-395
Заключение...............................................................396-402
Библиография.............................................................403-423
• РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ БИБЛИОТЕКА
Отцом-основателем его можно назвать Зигмунда Фрейда (1856-1939). Фрейд никогда не ставил перед собой задач изучения идеологии, но его методология рассмотрения социальных проблем и идея власти бессознательного
& -
ш\ начала у человека прямо и косвенно выводили его на идеологическую проблематику. В предшествующий появлению теории психоанализа период времени проблема проекции социальных явлений на идеологические ставилась неоднократно. Фрейд же предложил схему «искажения» реальности под воздействием структур «Я-образа» и «сверх-Я», которые по своей сути имеют социальное содержание.
Если у Маркса внешние социальные противоречия получали искаженное идеологическое отражение и разрешение, то у Фрейда внутренние, глубинные противоречия человека получали искаженное толкование в сознании под воздействием социально обусловленных элементов структуры личности. Например, механизм рационализации, который глубоко изучал Фрейд в контексте лечения неврозов личности, можно рассматривать как аналог 1<0/ идеологических феноменов социальной реальности.
Так как общество накладывает табу на проявление ряда инстинктов человека и само осознание мысли о наличии «греховных» желаний травмирует психику, человек нуждается в рациональной интерпретации мотивов своих поступков. Идеология в данном случае и есть механизм такой рационализации, только на макросоциальном уровне. Такая рационализация «уводит» человека от Ф понимания «истинных» (главным образом связанных с сексуальностью) мотивов
его действий и желаний, а, следовательно, порождает искаженное сознание. Таким образом, психоанализ возрождает традицию интерпретации идеологии как «ложного сознания». Правда, Фрейд в центре своего внимания держал, прежде всего, личностный уровень такого сознания.
Работая в традициях психоанализа и фрейдовского пансексуализма, Виллем Рейх попытался объяснить появление фашистской идеологии. Источник нацистского расизма Рейх видел в патологии, основанной на подавленной сексуальности. Фашизм, по его мнению, не есть национальная характеристика
41
или идеология какого-то класса, это «сумма иррациональных реакций ...среднего человека» (209.С.17). В основе данных реакций, как полагал Рейх, были подавленные садистские инстинкты этого «среднего человека», которые в условиях кризиса вышли на поверхность, обретая объекты для своих проявлений. Рационализацией, оправдывающей насилие по отношению к избранным жертвам садистских инстинктов, и явились идеи заговора против высшей расы.
Другим важным положением психоанализа является тезис об особом значении периода ранней социализации человека. Идеология еще в раннем детстве становится частью структуры характера личности. Одну из главных ролей тут играет механизм идентификации. Фрейд приводит пример, когда ребенок в целях защиты своего «Я-образа» от подавления агрессивным поведением взрослого, начинает отождествлять себя с ним. Именно этим Фрейд объяснял ситуацию, когда угнетенные члены общества принимают культурные идеалы своих угнетателей и «вместо отвращения они (угнетенные - А.Т.) обретают идеал в лице норм поведения и ценностей своих господ» (75.СС.22-23). Таким образом, идеологическое господство правящего слоя общества обеспечивается описанным психологическим механизмом, то есть «идентификацией с агрессором». Этот феномен сегодня хорошо известен специалистам по борьбе с терроризмом, когда жертва начинает считать спецназовцев, пытающихся освободить заложников, своими врагами, а террористов чуть ли не своими друзьями.
Связан с идеологией и фрейдовский анализ религии. По его мнению, религиозные идеи - важнейшие в культуре человека. Религия является иллюзией, которая удовлетворяет древнейшие и самые сильные желания человека, но не наяву, а в грезах. Чувство беспомощности человека по отношению к силам природы и порождает стремление хоть как-то управлять ими. Религия и дает ощущение преодоления такой беспомощности. Как ребенок нуждается в отце для преодоления страха перед сложностями жизни, так и человек нуждается в Боге, считал Фрейд. Чем взрослее человек, тем сильнее комплексы Эдипа и Электры, а чем дальше продвигается человечество по пути познания мира, тем ближе оно к