2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.......................................................... 3
Глава 1. Социально-теоретические основы языкового регулирования в полиэтническом обществе ....................................... 13
1.1. Сущность и социальная роль языковой политики ................13
1.2. Государственно-правовая основа языкового регулирования ..... 36
1.3. Двуязычие как социальный фактор межэтнической интеграции ...59 Глава 2. Языковая политика Республики Адыгея в условиях трансформации российского общества ...............................79
2.1. Социально-исторические предпосылки возникновения и развития двуязычия в Адыгее ......................................79
2.2. Основные принципы и направления языковой политики в республике ......................................................103
2.3. Языковое регулирование в сфере образования .................121
Заключение ......................................................143
Список использованной литературы ............................... 149
Приложения.......................................................166
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. В настоящее время с усилением политических, социально-экономических и культурных взаимодействий между различными народами, государствами непрерывно возрастает социо-коммуникативная роль языка. Все более актуальными становятся проблемы двуязычия, многоязычия.
В условиях трансформации российского общества, когда происходит заметная переоценка ценностей, язык приобретает значение важного этнического компонента. С ростом национального самосознания усилилось стремление народов к возрождению своих языков, к сохранению самобытных национальных культур. При этом очень важно, чтобы язык не становился источником межэтнических конфликтов, а, наоборот, служил консолидации, лучшему взаимопониманию народов.
Мировая практика показывает, что наиболее существенных результатов в деле сохранения и развития языков достигают те государства, в которых на законодательной уровне принимаются специальные меры по защите языковых прав коренных народов и национальных меньшинств.
Как подтверждает международный опыт, формированию межнациональной толерантности, развитию интеграционных процессов в обществе способствует двустороннее двуязычие, обеспечивающее нормальное сосуществование разных этносов в рамках единого государства. В связи с этим большую популярность в мире завоевывает система двуязычного образования, предусматривающая использование в качестве языков обучения двух, а иногда и более языков.
Сегодня ученые всего мира обеспокоены тем, что за последние десятилетия на планете с небывалой скоростью происходит отмирание отдельных языков и культур. В ряде регионов мира существующие национальные конфликты характеризуются значительным присутствием в них языкового элемента. Именно поэтому на современном этапе важная роль отводится языковому регулированию, способствующему оптимизации
предпринимаемых для целенаправленного воздействия на языковое развитие1.
Учитывая мнение отечественных ученых, можно сделать вывод о том, что языковая политика является одним из социальных факторов, оказывающих влияние на функционирование и развитие языков в государстве и определяющих его общественно-политическую жизнь.
Отметим, что за рубежом существует своя терминология в отношении понятия «языковая политика». Так, в 1959 году норвежский ученый Э. Хауген ввел термин «языковое планирование», которое используется в социологии и рассматривается как средство разрешения социальных, экономических и политических проблем посредством языка. Во Франции был предложен термин «языковое обустройство», в Канаде - «языковое регулирование», в Испании введен в обиход термин «языковая нормализация».
Языковая политика государства касается различных сфер общественной жизни - политики, науки, образования, культуры, средств массовой информации, а также производственной деятельности. При этом одной из основных задач языкового регулирования является обеспечение общего средства коммуникации для данной территориальной (государственной) единицы при одновременном обеспечении условий для сохранения и развития языков всех народов, населяющих данное государство.
В структуре языковой политики ученые выделяют следующие элементы:
1. субъекты, проводящие языковую политику или активно влияющие на ее характер на данной территории;
2. объекты, в отношении которых проводится языковая политика;
3. возникающие проблемы, провоцирующие ту или иную политику;
4. задачи (цели) языковой политики;
5. интересы и идеологические основания, на которые опираются эти
цели;
10черки истории Адыгеи. Т. 1./ Отв. ред. Бушуев С.К. - Майкоп: Адыг. кн. изд., 1957. - С. 113.
17
6. средства, процедуры реализации языковой политики (Цуциев A.A.)1.
К субъектам языковой политики относятся органы государственной власти, общественно-политические организации, представляющие интересы различных языковых групп в данном социуме. К ним можно отнести также и различные международные организации, содействующие укреплению юридических норм в сфере языковых прав человека и национальных меньшинств.
Объектом языковой политики является язык, группы его актуальных или потенциальных носителей, а также характер групповых, культурных границ, очерчиваемых в языковом поведении.
Принципиальной целью языкового регулирования считается создание условий для функционального развития языка как социокультурного фактора, способствующего межэтнической интеграции.
В понимании сущности языковой политики определенную роль иррает ее классификация. Так, с точки зрения Т. Скутнабб-Кангас, она выглядит следующим образом:
1. целенаправленное исключение какого-либо языка из употребления;
2. постепенное сокращение коммуникативных функций какого-либо языка;
3. нейтральное отношение к функционированию какого-либо языка;
4. оказание поддержки сохранению и развитию какого-либо языка;
5. придание какому-либо языку статуса официального или государственного2.
Как показывает мировой опыт, все возможные варианты языковой политики не исчерпываются предложенными пятыо разновидностями.
Языковая политика «может быть направлена на расширение функций какого-либо языка, доведение его функциональности до оптимальной или даже превышающей оптимальный уровень, иногда в ущерб другим язы-
1 см. сайт a!anianetrufceocavcaz/n2/2-7. htm.
3 см. сайт www. nationansni.org/about.htm.
- Київ+380960830922