2
ОГЛАВЛЕНИЕ
стр.
Введение............................................................3-16
Глава 1. Молодежь и рынок труда Московской области §1. Региональные особенности молодежи как социально -
демографической группы на рынке труда......................17-37
§2. Роль службы занятости населения как основного института в реализации государственной социальной политики содействия
занятости молодежи............................................ 37-66
§3. Правовые основы и законодательное обеспечение занятости
молодежи: анализ целого и основных составляющих.................66-93
Глава 2.0рганизация, содержание и технология работы службы занятости с молодежью
§1. Отраслевой принцип работы городских и районных центров
занятости......................................................94-107
§2. Молодежные биржи труда как необходимый элемент в системе
службы занятости..............................................108-116
§3. Достижения и проблемы в развитии молодежной занятости
исследуемого региона..........................................116-130
Заключение.......................................................131-143
Список литературы................................................144-160
Приложения.......................................................161-197
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Проблема занятости является одной из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества. Современная Россия столкнулась с действием рыночных и политических механизмов в экономике, которое сопряжено в последние 15 лет с сокращением производства, закрытием предприятий, структурным преобразованием народного хозяйства, с незапланированным (и потому очень проблемным) перемещением рабочей силы (беженцы, мигранты, эмигранты). Все это создает напряженность на региональных рынках труда.
Несмотря на целый ряд фактов, подтверждающих наличие позитивных изменений общей ситуации на рынке труда Московской области (увеличение спроса на рабочую силу, соответствующее уменьшение незанятых ищущих работу граждан, снижение общего уровня безработицы с 7,3% до 6,9%' и пр.), ситуация в решении проблемы занятости молодежи по-прежнему остается неудовлетворительной и крайне обостренной:
1. Анализ обращений граждан в службу занятости Московской области за последние пять лет показал, что удельный вес молодежи, ищущей работу, в общем числе обратившихся остается на достаточно высоком уровне (32-36%2).
2. Отсутствие эффективной молодежной политики делает трудоустройство молодых людей чрезвычайно сложной современной проблемой, которая усложняется год от года в связи с обновлением молодежи за счет выпускников учебных заведений.
3. Управления образования, учебные заведения Московской области слабо учитывают происходящие изменения на рынке труда, потребность в кадрах
1 Справка по вопросу «О проблемах занятости молодежи». Комитет по делам молодежи Московской области, 2003.-С.1.
г Молодежь на рынке труда Московской области. Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Московской области. 2004.-C.I2.
18
3. Через Московскую область проходят и обслуживаются ею практически все основные транзитные "линии" России. А так как Россия - страна огромных расстояний и сурового климата, то связь между се территориями - одна из жизненно важных функций. Обеспечение транзитных функций (в самом широком смысле) за счет организации значительного числа необходимых для этого новых и переориентации старых рабочих мест позволит Московской области в достаточно короткие сроки реализовать свой потенциал, обеспечить приток дополнительных ресурсов и восстановить основные системы жизнеобеспечения региона.
4. Для Московской области естественной функцией является связь субъектов Российской Федерации со столицей России, а также с ближним и дальним зарубежьем, организация различного рода взаимодействий. Таким образом, естественной функцией Московской области является обеспечение транзитных потоков (товаров, имущества, финансов) и миграционных потоков.
Неблагоприятные финансовые и социально-экономические процессы, происходящие в стране с конца 80-х гг., а также переориентация экономики на рыночную основу привели к возникновению проблем занятости и безработицы, в том числе и молодого поколения.
Логика развития любого общества такова, что оно должно думать о своем будущем, то есть о молодежи, поскольку обществу, как и отдельным людям, свойственен инстинкт самосохранения. Другое дело, что разные общества делают это с большим или меньшим успехом.
Переход к рыночной экономике вызвал значительные изменения социального положения различных групп населения Подмосковья, в том числе и молодежи. Социологические исследования выделяют две стороны влияния общественного прогресса как объективного фактора на тенденции социального развития молодежи. С одной стороны, изменяющиеся объективные и субъективные условия макросреды опосредуют особенности включения
19
молодежи в социальную структуру общества, что сказывается как на формировании социального облика молодого поколения, так и на степени развитости самой социальной структуры. С другой стороны, факторы общественного прогресса, отображаясь в сознании молодых людей, влияют на их потребности, интересы, ценностные ориентации в их поведенческих программах, что в конечном итоге отражается на социальном облике молодежи1.
Границы молодежного возраста подвижны. Они находятся в прямой зависимости от социально-экономического положения общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей. Границы молодежного возраста принято считать от 14 до 30 лет2. Нижняя граница определяется тем, что именно в этом возрасте подросток впервые получает право выбора в социальном плане: продолжить учебу в школе, поступить в колледж, лицей или поступить на работу. К тридцати годам человек, как правило, достигает профессиональной зрелости, завершается формирование его семьи, он занимает определенное положение в обществе.
В Московской области проживает около 1,47 млн. молодых людей в возрасте от 14 до 29 лет, что составляет пятую часть всего населения области3.
В службу занятости населения по Московской области в 2003 году в поиске работы обратилось 187876 чел., из них 65021 (34,6%) молодых людей в возрасте 16-29 лет.
На конец 2003 года общая численность граждан, ищущих работу, составила 47873 чел., в том числе молодежь - 13458 чел., или 28,1%. Больше всего молодежи, обратившейся в поиске работы, было зафиксировано в Рошальском (48,9%), Протвинском (41,6%), Фрязинском (40,8%), Можайском (39,3%), Дубненском (38,8%), Волоколамском (38,6%), Шаховском (38,3%) ЦЗН, а
1 Зубок Ю.А. Исключение в исследовании проблем молодежи //Соиис.-1998-.№8.-С.47.
2 Зинченко В.П.. Мещеряков Б.Г. Психологический словарь: Учебное пособне.-М., 1998.-С.90.
5 Доклад П.П. Пашина «Об итогах работы службы занятости населения Московской области в 2001 году и задачах на 2002 год». Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Московской области, 2001.-С.2-9.
- Київ+380960830922