Оглавление.
Введение. 3
Глава 1. Социальные условия формирования системы православного образования в современном российском обществе. 11
1.1 Актуализация роли традиции в современном российском обществе и системе российского образования. 11
1.2 Вариативность этических систем в современной российской действительности. 17
1.3 Взаимодействие в школьном сообществе как этап . социализации и фактор становления социальных норм и ценностных ориентаций учащихся. 24
Выводы к первой главе. 35
Глава 2. Исторический опыт и принципы православного образования. 38
2.1 Исторический опыт религиозного образования в России. 38
2.2 Принципы деятельности современной православной школы: представления о должном. ■ 45
Выводы ко второй главе. 51
Глава 3. Социализация учащихся в православных школах. 52
3.1 Методологические основы эмпирического исследования. ' 52
3.2 Православная начальная школа: опыт включенного наблюдения. 56
3.2.1 Организация жизни школы и характеристика некоторых
каналов социализации. 56
3.2.2 Религиозная направленность жизни школы. 60
3.2.3 Роль семейного фактора в организации жизни школы. 65
3.3 Православная и светская школа: сравнительное исследование этических норм и ценностных ориентаций учащихся. - 71
3.4 Выпускники начальной православной школы. 77
3.5 Позиция православной школы в отношении неправославного мира и особенности нормирования ее внутренней жизни. 83
Обобщение результатов прикладного исследования. 91
Заключение. 95
Список использованной литературы. 100
Приложение 1. 110
Приложение 2. 111
Приложение 3. 112
Введение.
В ходе реформирования системы образования в современной России развивается структура негосударственных учебных учреждений. В нее входят как светские, так и религиозно или национально ориентированные школы, воспитывающие дегей в рамках определенной культурнорелигиозной традиции, ценностно-нормативная база которой частично не совпадает ценностями современного светского общества. В том числе возникают и православные общеобразовательные школы.
В настоящее время научное изучение этого нового для российского общества феномена находится на начальном этапе. И проблемы положения православных школ в светском обществе, особенностей социального заказа на деятельность этих школ, особенностей включения выпускников в светское общество и ряд других - являются неразработан ными.
Создание этих школ мыслилось как возрождение традиции русского религиозного (духовного) образования. Однако традиция эта на сегодняшний день утрачена, и ее воспроизведение в изменившихся условиях не может быть безусловным. Не ясным является, как возможно духовное образование в современном секулярном обществе? Что может оно дать современным детям?
Возможность рассмотрения подобных вопросов в рамках социологической проблематики, как писал Э. Дюркгейм, делает социологию ценной спутницей педагогики, может быть даже более ценной, чем психология, которая дает возможность глубокого познания детской души. Социология же призвана разрешать стратегические вопросы реализации задач воспитания в контексте соответствующей социальной реальности, ее потребностей и ожиданий (43, 63).
Сегодня, в ситуации возрастания внимания к духовному и культурному наследию православия как традиционной для многих российских регионов конфессии и увеличения размеров данной социальной группы, число этих школ имеет тенденцию к возрастанию. Соответственно будет увеличиваться в обществе и группа выпускников этих школ, в связи с чем их изучение представляется актуальным, так как здесь возможна сфера потенциального конфликта, и внешнего: как общество принимает этих детей и насколько дети готовы к жизни в нем, и внутреннего: как переживает этот переход из религиозной среды в светскую сам ребенок.
Основа воспитательного процесса или, иными словами, процесса направленной социализации в школе - это действующие в школьном сообществе нормы социального взаимодействия сторон педагогического процесса, в том числе и нормы, касающиеся религиозной составляющей ее жизни. С социологической точки зрения, особенности этого нормирования в маленьком школьном социуме представляют интерес по той причине,
Апробация работы. Положения и результаты диссертации были изложены в опубликованных научных статьях автора и докладывались на научно-практических конференциях «Проблемы семьи и детства в теории и практике социально-педагогической деятельности» (13-15 апреля 2004г.), «Тревоги и надежды моего поколения: ценности, политическое участие, повседневные практики российской молодежи начала XXI века» (посвященная памяти Галины Старовойтовой, 22 мая 2004г.), на аспирантском методологическом семинаре и заседании кафедры культурной антропологии и этнической социологии СПбГУ.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, примечаний, списка литературы (178 наименований) и трех приложений.
10
Глава 1. Социальные условия формирования системы православного образования в современном российском обществе.
1.1 Актуализация роли традиции в современном российском обществе и системе российского образования.
Широкое обращение к традиции в современном российском обществе обусловлено теми его особенностями, которые Э. Дюркгейм в свое время охарактеризовал понятием «аномия». Это - время, когда у людей отсутствуют четкие осмысленные эталоны социально одобряемого поведения. Распад Советского государства оказался не просто разрушением привычных институтов власти, «это в совершенно новом качестве возникшая проблема поиска формулы его бытия, причем в ... катастрофической форме» (109, 128). Общезначимую формулу трудно найти в нашей многонациональной и поликонфессиональной стране при отсутствии общих авторитетов и релятивизации ценностей. Вместе с тем, «без высшей идеи не может существовать ни человек, ни нация. Идея, являющаяся своего рода «нормой всех норм» и выступающая связующим звеном между системой базовых ценностей и идеалом, оказывается доминантой духа человеческой общности»(62, 10). Для отдельных групп источником этой идеи и надындивидуальных ценностей, способствующих объединению людей, осознанию ими своей общности и взаимной ответственности, может послужить обращение к традиции, которая, вбирая в себя «символы коллективной идентичности, усиливает чувство общих корней, принадлежности и верности... группе» (174, 95).
Негативные тенденции, наблюдаемые в последние годы в российском обществе, есть следствие не только низкого уровня жизни, но и отсутствия нравственной нормы, так как распад старой идеологии и системы ценностей не привел к созданию новой, что вызвало острый кризис в нравственно-духовной сфере. Стремление к возрождению этической нормы, способной быть противовесом нравственному нигилизму, с опорой на авторитет традиции, также является важным стимулом культурного, этнического, религиозного возрождения. Ибо в этом и заключается одна из важнейших функций традиции - сохранять «мудрость поколений, которые осуществили отбор бытовавших в прошлом и заслуживающих теперь внимания норм, ценностей, идеалов» (174, 95).
Поводом к тому оказывается также и стремление сохранить свою самобытность и не раствориться в западном образе жизни и западных индивидуалистических и инструментальных ценностях в условиях их активного насаждения как общезначимых и усиления глобалистских тенденций. Так, реакцией на мировые процессы унифицирующей глобализации с ее информационными технологиями . и усиление
11
- Київ+380960830922