Ви є тут

Этнические традиции как социально-культурный феномен в процессе социализации молодежи : На примере Республики Адыгея

Автор: 
Гучетль Зухра Хачмафовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2006
Артикул:
276349
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Оглавление
Введение.......................................................... 3
Глава I. Традиции и ценности адыгских народов.................
14
1.1.Теоретические основы и истоки традиций и ценностных ориентаций адыгских народов на современном этапе 14
1.2. Виды и содержание адыгских народных традиций............ 42
1.3.Роль традиции адыгских народов в социализации
молодёжи................................................. 62
Глава II Отражение социальных традиций общества в
адыгской прозе........................................... 80
2.1. Отражение преемственности традиций как социального процесса в творчестве Т.М. Керашева.......................... 80
2.2. Социальные процессы и традиции в произведениях Т.М. Керашева «Одинокий всадник», «Дочь шапсугов» и «Абрек»...................................................
103
2.3. Художественная литература, досуговые традиции как факторы социализации молодежи........................ 126
Заключение...................................................... 149
Список литературы............................................... 153
3
Введение
Актуальность темы исследования. В современный период жизни российского общества, когда возникает необходимость осмысления путей его прошлого и дальнейшего развития, представляется актуальным теоретическое рассмотрение механизмов поддержания целостности общественного организма, социальной стабилизации, процессов преемственности, при этом к важнейшим ценностям начинают относиться традиции и ценностные ориентации.
Нестабильность российской истории XX века на протяжении противоположных по своей социально-экономической, политической и идеологической направленности этапов развития и, как следствие, различное толкование фундаментальных проблем человеческого бытия, привели общество к отходу от социально-экономической идентификации в пользу этносоциальной. Этому способствовали процессы национальногосударственного самоопределения субъектов бывшего СССР, а также развитие национального самосознания. Результатом этих процессов стала постановка вопросов о сохранении национальной самобытности, аутентичности современной национальной культуры, о национальных традициях, ценностных ориентациях, обычаях и т.п. В современном общественном сознании национальным традициям и ценностям отводится практически ведущая роль в сохранении специфики национального бытия.
Сложнейшие процессы, происходящие в современном обществе и во многом определяющие социальную обстановку в стране, существенно повышают актуальность исследования вопросов отражения социальных традиций и ценностных ориентаций, социальных процессов, социализации личности, социально-педагогических проблем, а также изучения их отражения в художественной адыгейской литературе. Одним из главных направлений таких исследований является рассмотрение влияния духовной культуры, неотъемлемой ее составной части - художественной литературы -
16
традиции) - большую и малую. Большая традиция - официальная письменная традиция цивилизованных, т.е. классовых обществ, поддерживаемая господствующей верхушкой и принятая в городской среде. Малая традиция - неофициальная устная традиция, бытующая в крестьянской среде этих же обществ. Оба вида не изолированы друг от друга: элементы большой традиции проникают в малую, элементы малой традиции - в большую, что ведёт к постепенной универсализации традиционной деятельности. В то же время в процессе диффузии обоих видов происходит их приспособление к новым условиям. В целом диффузия большой традиции с ее реинтерпретацией применительно к малой традиции выражена сильнее(230, с. 215).
Западный социолог Э. Шилз определял традицию «как субстанцию, внутри которой зарождается развитие». Однако Шилзу с трудом удаётся примерить понимание, таким образом, традиции к тем, что принято называть афро-азиатским традиционализмом. «Традиционализм, - признаёт Шилз, -это сознательное, преднамеренное утверждение традиционных норм при полном сознании их традиционной природы и убеждение в том, что их ценность обуславливается традиционной передачей из некоего священного источника» (235, с. 154).
«Каждая социальная группа, - писал А.Грамши, - имеет свою собственную традицию, своё собственное прошлое и считает это прошлое уникальным и без остатка целостным» (2).
«Если термин «традиция», - пишет Макс Радин, - понимать в его буквальном значении, то традиционными будут все элементы общественной жизни за исключением тех, относительно немногих новшеств, которые каждое столетие создаёт само для себя, и тех прямых заимствований из других обществ, которое можно наблюдать тогда, когда имеет место процесс диффузии» (231, с. 62).
В одной из своих работ Рене Генон предельно жёстко определил «традицию» как термин, имеющий отношение только к сакральной области:
17
«Всё, к чему приложило название традиции, если не во внешних проявлениях, то хотя бы по своей сути, осталось таким же, каким было передано, если можно так сказать, от предыдущего состояния человечества его нынешнему состоянию». «Всё остальное, лишенное традиционного характера (....) подвластно изменениям настолько, что любая передача становится здесь скорее простым «анахронизмом» или «предрассудком» в этимологическом смысле этого слова и не несёт в себе более ничего реального и стоящего» (2).
Традиция как «переедание», как «сказание» будет нас интересовать лишь постольку, так как является частью более широкой категории -традиции, понимаемой как «то, что подлежит передаче».
«Можно, - писал Мосс, - говорить о всяких традициях, принимая исходным пунктом религиозность или нравственность. Но рассматривать традицию таким образом - значит принимать цвет вещи за вещи»(232, с.31-34).
Мосс доказывал в цитируемой работе, что, главным образом, применительно к архаическим обществам, можно говорить о традициях во всех сферах жизни: в технике, экономике, искусстве, причём традиции можно проследить в сфере социальной морфологии. Из поколения в поколение передаются не только выраженные словами религиозные или нравственные принципы, но и движения, жесты, рефлексы, чувства. Все социальные явления могут быть исследованы с точки зрения их «традиционности» (232, с.31-34).
Традиция, - пишет французский исследователь М. Дюфрен, - это не просто социальный факт, объективированный в общественных институтах и обычаях, которому мы подчиняемся. Традиция - это присутствие прошлого в нас самих, делающее чувствительными к влиянию этого социального факта» (212, с. 123).
Н.С Саринбаев считает: «Традиция - это исторически сложившиеся и наиболее обобщенные нормы и принципы общественных отношений людей,