Ви є тут

Социальный статус одиноких женщин в современном российском обществе: теоретико-методологический анализ : на материалах Забайкалья

Автор: 
Романова Нелли Петровна
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2006
Артикул:
277973
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ................................................................ 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования
социального статуса одиноких женщин в современном российском обществе .......................................... 20
1.1. Место женщин в социально-стратификационной структуре российского общества ............................................. 20
1.2. Социальный статус как интегративный показатель положения социальной группы в обществе. Феномен
статусной неконсистентности .................................. 54
1.3. Методологические принципы и технология исследования социального статуса одиноких женщин .............................. 71
Глава 2. Одинокие женщины как специфическая социальная
группа ........................................................ 90
2.1. Одиночество как социально-философская проблема ............. 90
2.2. Статусные позиции и признаки, определяющие социальную
группу «одинокие женщины» ................................... 111
2.3. Типологизация женского одиночества ........................ 136
2.4. Социальное моделирование поло-ролевого поведения
одиноких женщин ............................................. 155
Глава 3. Особенности образа жизни одиноких женщин ..................... 184
3.1. Социальные потребности и жизненные устремления
одиноких женщин ............................................. 184
3.2. Основные статусные позиции одиноких женщин активного трудового периода ............................................... 207
3.3. Изменение социального статуса и роли одиноких женщин
в посттрудовом периоде жизни ................................ 225
Глава 4. Проблемы социальной адаптации одиноких женщин
в современных условиях ....................................... 246
4.1. Особенности социальной адаптации одиноких женщин .......... 246
4.2. Роль личностных факторов и ресурсов одиноких женщин в формировании адаптационных стратегий
и их эффективность .......................................... 271
Заключение ............................................................ 291
Библиографический список .............................................. 297
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Новый этап развития России стимулирует необходимость изучения широкого круга вопросов, связанных с человеком, личностью вообще и женщиной, в частности. Исследование роли и места женщин в современном российском обществе, условий и механизмов включения женского социума во все сферы общественной жизни особенно важно на этапе становления и развития общества с новыми социально-экономическими отношениями.
Интегративной формой отражения положения в обществе любого его члена является занимаемая им позиция в рамках иерархически организованной шкалы социальных неравенств, или иначе его социальный статус. Закономерным следствием этого является актуализация научного интереса ко всем факторам, определяющим социальный статус женщины в обществе.
Значительную часть женского населения России составляют одинокие женщины, доля которых только в возрастном диапазоне активной брачности составляет около 25 %, приближаясь к 50 % во всем возрастном спектре. Эти женщины отличаются специфическими социальными, психологическими и демографическими особенностями, многоролевыми функциями и определенным социальным статусом.
На протяжении последних лет качественно изменилась и структура общества, и социальный статус большинства его членов.
Женщины и мужчины занимают неравные позиции в социальной структуре общества. Гендерное неравенство, более ощутимо проявляющееся по отношению к одиноким женщинам, определяется степенью различия в получении социальных благ, дохода, власти, престижных занятий.
Создающаяся в стране новая социальная среда выдвигает и новые требования к женскому социуму, изменяет диапазон социальных ролей, их содержание и место одиноких женщин в социальной структуре общества, что находит свое отражение и в изменении их социального статуса.
В сфере экономики они в первую очередь ощущают дискриминацию в оплате труда, приеме на работу; в частном секторе одинокие женщины по-
Утверждается преимущественно стратификационная парадигма изучения социального расслоения, согласно которой общество предстает в категориях многомерного иерархически организованного социального пространства, где социальные группы и слои различаются по степени обладания собственностью, властью, доходами, социальным статусом. Выполненные в рамках такого подхода первые исследования (1991-1994 гг.) свидетельствуют о крайней неустойчивости социальной структуры кризисного общества на уровне процессов, происходящих внутри как ранее сложившихся социальных групп, так и новых слоев.
На первый план в качестве дифференцирующего признака выступает, естественно, многоукладность отношений собственности, но еще более - имущественное неравенство. Социальная поляризация приобретает «запредельные» размеры.
Развитие новых общественных отношений резко активизирует проявление двух тенденций. С одной стороны, радикальные изменения в формах собственности определяют некоторую свободу в действиях, способствуют реализации потенций личности, с другой - стимулируют социальное отчуждение. Прежние, советские формы несвободы, зависимости от государства дополняются новыми: люди начинают ощущать «кожей», что их личность превращается в рыночный товар. Зыбкость социального статуса, исчезновение традиционных механизмов регуляции экономического и социального поведения, разрушение прежних и неустойчивость новых форм социальной организации препятствуют осознанию особых интересов общностей - будь то наемные работники, предприниматели («новые русские») или иные. Возникает множество промежуточных, маргинальных, трудно идентифицируемых групп. Маргинальное положение, как показывают данные последних исследований, ведет к тому, что представители той или иной группы наемных работников - рабочие, служащие, специалисты - на вопрос о принадлежности к определенному слою, т.е. на уровне самоидентификации, часто не соотносят себя ни с одним из них4.
В странах с развитой рыночной экономикой модель социальной структуры общества относительно симметрична (геометрический аналог - дипи-
4 Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д., Казаринова И. В. Маргинальный слой: феномен социальной самоидентификации // Социологические исследования. 1996, № 8.
31
рамида): при развитой центральной части (средние слои) полюса представлены относительно небольшими высшим классом (элитой) и беднейшими слоями. В латиноамериканских странах она напоминает Эйфелеву башню, где имеют место широкое основание (бедные слои), вытянутая средняя часть (средние слои) и верхушка (элита).
Третья модель характерна как для многих стран Центральной и Восточной Европы, так и для постсоветской России, - это своеобразная, придавленная к земле пирамида, где большинство населения прижато к низу - 80 %, тогда как около 3-5 % богатых составляют ее вершину, а среднего класса как бы и вовсе нет.
Проблема средних слоев в последние годы становится предметом активной дискуссии. Повышенный интерес к ней объясняется, прежде всего, тем, что западные концепции «среднего класса» - либо в понятиях «самодеятельного населения» (мелкие, средние собственники, лица свободных профессий), либо в категориях носителей доминирующего стиля жизни - не применимы к российскому обществу 90-х гг. В таком понимании «средний класс», являющийся основой социальной стабильности, определенно отсутствует. Т. Заславская, выделяя основную, срединную часть российского общества (куда она включает все слои, кроме элиты и «социального дна»), разделяет его, в свою очередь, на четыре слоя - верхний средний, средний, базовый и нижний5.
Активно дискутируются вопросы о содержании понятия «предпринимательство», о слое предпринимателей, его границах, социальных характеристиках. Так, Т.Н. Заславская предлагает различать предпринимательство в узком и широком смыслах; к собственно предпринимателям (в узком смысле) следует относить ядро группы, отвечающее всем базовым признакам предпринимательства. Для определения более широкого круга лиц, причастных к предпринимательской деятельности, Заславская вводит новый термин «бизнес-слой» как родовое понятие, объединяющее всех, в той или иной степени занятых бизнесом, начиная с собственников предприятий, банков и фирм, кончая наемными работниками. По данным исследования, проведенного ВЦИОМом и Интерцентром с марта по декабрь 1993 г.6 и охватившего 2354 работника, биз-
5 Заславская Т.И. Стратификация современного российского общества // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. М., 1996, № 1.
Заславская Т.И. Бизнес-слой российского общества: понятие, структура, идентификация // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. М., 1994, № 5,
32