Ви є тут

Управление процессами профилактики социальных девиаций среди учащейся молодежи

Автор: 
Войнов Павел Николаевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2009
Артикул:
293115
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Концептуально-теоретическая модель профилактики в системе социального управления 16
1.1. Профилактика как функция социального управления 16
1.2. Социальные девиации как предмет
профилактических воздействий 31
1.3. Траектории профилактического воздействия 45
Глава 2. Условия и факторы социальной профилактики 59
2.1. Социокультурный контекст профилактики
социальных отклонений в современной России 59
2.2. Жизненная среда учащейся молодежи как предпосылка и
фактор социальной профилактики 75
2.3. Личностные предпосылки социальной профилактики 93 Глава 3. Управление социальной профилактикой: состояние и пути
совершенствования 110
3.1. Принципы управления процессами
социальной профилактики 110
3.2. Организационно-технологическое обеспечение
социальной профилактики 123
3.3 Способы социальной профилактики 137
Заключение 152
Список использованной литературы 159
Приложение 186
и
Введение
Актуальность темы. Продолжающиеся процессы общественных реформ в современной России привели к ослаблению систем социального контроля, снижению его эффективности. Регулирование социального поведения осуществляется в условиях крутой ломки институциональной системы общества и вытеснения норм и ценностей, существовавших на протяжении жизни нескольких поколений. При этом новые институциональные нормы и ценности имеют пока локальное распространение или вообще не сложились. Нестабильность ситуации в обществе обусловливает значительный рост социальных девиаций, и особенно среди учащейся молодежи. В настоящее время именно учащиеся и, прежде всего, подростки являются наиболее криминогенно активной частью населения России.
Три тенденции характеризуют нынешнюю социальную ситуацию в обществе. Во-первых, несмотря на предпринимаемые усилия, не уменьшается относительное число "традиционных" девиаций - правонарушений, алкоголизма, семейного насилия, суицида. Во-вторых, происходит непрерывный рост таких социальных девиаций как наркомания и проституция. Число наркоманов увеличивается ежегодно на 5%'. Все шире распространяется игро-мания. По данным Минздрава России, игроманов в стране примерно в два раза больше, чем наркоманов. В-третьих, и это самое тревожное, продолжается процесс криминализации российского социума, распространение так называемый криминальной социальности2.
Все это актуализирует проблему активного противодействия распространению социальных девиаций. Противодействие может осуществляться в принципе, по двум направлениям. Первое направление имеет дело с результатами социальных девиаций, их коррекцией (исправлением), второе направ-. ление - с профилактикой (предупреждением) социальных девиаций, выявле-
1 См.: Аменд, А.Ф. Проблема профилактики наркомании в молодежной среде / Л.Ф. Аменд, М.В. Жукова, Е.В. Фролова // Педагогика. - 2004. - А‘2 4. - С. 22.
2 См: Кудрявцев, В.Н Преступность и нравы переходного общества / В.Н Кудрявцев; Рсц. Л.М. Дробижева
Н Социологи'!, исследования. - 2002. - .4“ !2.
Что касается профилактики, то она определяется как система методов и процедур, направленных на предупреждение социальных отклонений, устранение их причин16. Соотношение понятий «социальная профилактика», «социальное регулирование» и «социальное управление» представлено для наглядности в схематическом виде (см. рис. 1).
Рис. 1. Соотношение понятий «социальная профилактика»,
«социальное регулирование», «социальное управление»
Общественная значимость профилактической функции социального управления заметно возрастает в нынешних условиях — условиях отказа от показного, неперсонифицированного гуманизма и перехода к гуманизму истинному, ориентированному на каждого конкретного человека с его проблемами и слабостями. Как пишет С.А. Беличева, чыо точку зрения автор целиком разделяет, принцип гуманизации социальной сферы требует понимания и принятия человека и его природы, понимания проблем и затруднений, испытываемых каждым отдельным индивидом, особенно — формирующимся, незрелым в социальном и физическом отношении ребенком, подростком, юношей, задает, по сути дела, новую парадигму современной социальной науки и практики17.
16 См.: Данакнн, Н.С. Теоретические м методические основы проектирования технологий социального управления / Н.С. Данакин. - М.: Белгород: Цент]) социальных технологий, 1996. - С. 165.
17 См.: Ьелнчева, С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Ь'еличева. - М.: РИЦ Консорциума "Социальное здоровье России", 1993.-С. 17.
21
Одним из важнейших признаков этой парадигмы является то, что основной целью и вместе с тем индикатором эффективности социальной политики выступает социальное здоровье общества, которое определяется устойчивыми тенденциями снижения таких проявлений социального неблагополучия как преступность, наркомания, самоубийства, агрессивность, социальное сиротство, проституция, сексуальные нарушения и психические заболевания. «При этом предполагается, — продолжает С.А. Беличева, - что социальное оздоровление осуществляется не за счет усиления карательных мер, а путем профессиональной социальной помощи, оказываемой всем нуждающимся членам общества и ориентированной на актуализацию и самореализацию внутренних возможностей и личностного потенциала каждого отдельного индивида» . Предупреждение (превенцию) социального неблагополучия она характеризует как квинтэссенцию социальной политики.
Автор переходит от профилактики как узкоспециализированной, ведомственной деятельности - к социальной профилактике как к деятельности, осуществляемой не только, скажем, работниками милиции, но и родителями, педагогами, врачами, работниками культуры, т.е. всеми теми, кто, так или иначе, занимается с молодежью, подростками. Тем самым выделяется поли-субъектность как существенный признак социальной профилактики. Ею занимаются не один субъект, организация, а несколько субъектов, организаций.
Меняется и общий принцип профилактики. В случае традиционных видов профилактики - профилактики правонарушений или профилактики алкоголизма этот принцип - контрольно-предупредительный или даже контрольно-репрессивный. Мы как бы охраняем общество от потенциального преступника, алкоголика, наркомана. В случае социальной профилактики принцип - охранно-защитный. Мы защищаем несовершеннолетнего от пагубных воздействий окружающей среды, защищаем его от его же асоциальных наклонностей, содействуем освобождению от них. Меняются акцепты, меняются точки приложения сил, меняются инструментарий и технологии профи-
'* См.: Беличева С.А. Указ. соч. - С. 17.
22