Ви є тут

Трансформация ценностных ориентаций семьи в современном российском обществе

Автор: 
Винокурова Анна Викторовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2009
Артикул:
293982
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение.............................................................. 3
1 Теоретико-методологические аспекты изучения ценностей и ценностных ориентаций............................................................. 14
1.1 Основные подходы к изучению ценностей и ценностных ориентаций 14
1.2 Классификация ценностей и ценностных ориентаций................... 47
2 Ценностные ориентации семьи и их преобразование в современном обществе............................................................... 77
2.1 Изменение ценностных ориентаций семьи в условиях социальных перемен................................................................ 77
2.2 Динамика ценностных ориентаций семьи в период реформирования российского общества.................................................. 103
3 Трансформация ценностных ориентаций современной семьи (на примере семей Приморского края)............................................... 136
3.1 Факторы трансформации ценностных ориентаций семей Приморского края.................................................................. 136
3.2 Ценностные ориентации семей Приморского края (на материалах конкретного социологического исследования)............................ 153
Заключение............................................................ 177
Список использованной литературы...................................... 184
Приложения............................................................. 202
Ь
Введение
Актуальность темы исследовании и постановка проблемы.
Ценностное отношение человека к миру пронизывает все сферы его жизнедеятельности, служит интегральной характеристикой его социального состояния. Проблема изучения ценностных ориентаций, являясь междисциплинарной, приобретает особую значимость в периоды общественных трансформаций, глубоких перемен в социально-экономических, социально-политических, социально-культурных условиях жизни людей. Это объясняется тем, что ценностные ориентации представляют своеобразную призму, через которую можно понять суть процессов, происходящих в той или иной социальной системе, выявить их латентное содержание и направленность. Г1о системе ценностных ориентаций можно судить о характере развития общественных отношений, перспективах развития социума в целом.
Еще одно обстоятельство, придающее значимость ценностной проблематике, состоит в том, что ценностные ориентации служат основой мотивации поведения людей, базисом целостности социальной системы. Общество, в котором достигнут консенсус относительно того, что является ценным, а что нет, может рассматриваться как стабильная система.
Специфику ценностных ориентаций общества необходимо рассматривать в контексте особенностей ценностных ориентаций составляющих его социальных групп, в том числе и семьи.
Семья, обеспечивая своим членам физическую, экономическую и социальную безопасность, одновременно выступает важнейшим инструментом социализации личности. Благодаря ей происходит трансляция культурных, этнических, нравственных ценностей. При этом семья, оставаясь наиболее устойчивым и консервативным элементом социума, развивается вместе с ним. Семья, таким образом, находится в движении, меняется не только под воздействием внешних условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. Поэтому все социальные проблемы современности так или иначе затрагивают семью, преломляются в ее ценностных ориентациях, которые в
В социологической науке первые попытки анализа поведения человека при помощи категории социальных ценностей были предприняты в работах Э.Дюркгейма и VI.Вебера.
Представление об обществе как системе, которая не сводима к сумме индивидов, является основной идеей методологии Э.Дюркгейма. По мнению данного автора, общество - это, прежде всего, совокупность идей, убеждений и чувств, среди которых, то, что он именует «моралью», занимает первое место. Мораль ориентирована на общество, а общество является целью любого морального действия. Общество становится своего рода персоной, которой соответствует определенная мораль. «Мораль... начинается там, где начинается связь с обычной группой. И всякая мораль представляется нам системой оценок».'1
Представление о понимании Э.Дюрктсймом связи между общественными структурами и соответствующими им системами оценок, дает его произведение «О разделении общественного труда. Метод социологии». В качестве связующей категории между обществом и ценностными представлениями
Э.Дюркгсйм вводит понятие «солидарность» как взаимодействие индивидуальных психик. Эго взаимодействие создает систему общих ценностей и чувств, «коллективное сознание», которое несводимо к отдельным индивидам.12 При этом основой целостности общества является коллективное сознание, выступающее фундаментом всех социальных процессов. Отсюда следует, что общество, в принципе, — это не система индивидов, а система социальных фактов, внешних и принудительных для индивидов. Основное назначение социальных фактов заключается в обеспечении общих правил, законов, обычаев, обязанностей, позиций, ценностей, которые бы осуществляли контроль над отдельными людьми и группами и способствовали их сосуществованию.
11 Цит. по: Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Мысль, 1993. С. 390. Дюркгсйм Э. О разделении общеетленного пруда. Метод социологии. М.: Наука, 1991. С. 67.
22
Коллективное сознание и возникающая как его следствие солидарность отдельных людей являются связующим средством, без которого не существует общественного порядка. Однако его форма и действие определяются структурой общества.
В просто структурированных, сегментарных обществах индивиды весьма похожи друг на друга и по своим представлениям, и по своей жизненной ситуации; и именно на этом сходстве основывается их солидарность. В отличие от этого специализация в современных обществах с развитой системой разделения труда обуславливает различия в обстоятельствах жизни и сознании, которые, однако, не оказывают разрушительного воздействия, поскольку люди зависят друг от друга именно в силу своего различия. Как в организме с его различными функциями органов, так и в этих социумах общественное устройство основывается на разделении труда и кооперации, на функциональных связях.
Разделение труда, согласно мнению Э.Дюркгейма, - это тот механизм, который в современном обществе, утратившем в значительной степени цементирующую силу общего, коллективного сознания, создает желаемую общественную связь, групповую солидарность, компенсирующую все недостатки, связанные с узкой специализацией.1'
Понятие солидарности становится осью, вокруг которой строится весь анализ разделения труда, определение его функций. Социальная солидарность рассматривается Э.Дюркгсймом как высший моральный принцип, высшая ценность, которая является универсальной, признаваемой всеми членами общества.
В то же время Э.Дюркгейм отмечает, что с развитием общественного разделения труда возрастает абстрактность групповых ценностей, которая делает возможными индивидуальные ценностные вариации. В результате этого
13 Дюркгсйм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М. : Наука. 1991. С. 67.
23