Ви є тут

Социальная активность как фактор формирования гражданской идентичности современной российской студенческой молодежи

Автор: 
Николаева Алла Алексеевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2010
Артикул:
294201
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
і <
•і і
Введение.
Глава 1 Теоретико-методологические основания
ИЗУЧЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ.
1.1 Гражданская идентичность как структурный элемент социальных идентичностей.............................
1.2 Социальная активность: сущность, виды, мотивация....
Глава 2 Социальная активность студенческой
МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ
ОБЩЕСТВЕ.....................................................!....................................................
1
2.1 Средовые и субъективные факторы социальной aктивIloqти российской молодежи...................................\......
2.2 Структура мотивации социальной активности студенческой молодежи..............................................!....
Глава 3 ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ ПОЗИТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ.................................
3.1 Влияние межпоколенной семейной трансмиссии на |
формирование социальной активности студенческой молодежи.
|
3.2 Студенческое самоуправление как технология формирования социальной активности молодежи ......................
Заключение.
! Список использованной литературы.
Стр:
19 19 431
66 ‘ 66'
95
119
і
119,
I
138
і
167
1
174
Приложения.
193
.. ; Введение ‘ ^ , . . : ,
! *. ■ ■ ■’ (--г •!
Актуальность темы исследования. Глубокие : социально-: ;|
экономические и политические трансформации российского; общества
последних двух десятилетий привели к изменению не только! условий жизни :>
• •' ; • • \ ; \ ! : • I
людей, но и их представлении об обществе, в котором они живут, своем : . I \ ■ I 1 *
положении в. новом социальном пространстве. Состояние] неустойчивого
равновесия как общесистемное качество порождает социальные
] I ■ . I •;•
противоречия и инициирует изменение всей системы социальных
■ ; ’ • I ;• .. | •. ’ * ; • !
« идентификаций современного человека. . | ' : \ 1
: ; ; « • • •. ■ ’ • . • ' ; ' ' ' ‘| I:' •
• В структуре социальных идентичностей гражданская идентичность!. квалифицируется как одна из важнейших, поскольку является отражением\;■
: |.: I Ч | !•;..!
; качества отношения личности (народа, гражданок обществу и государству,1 а; ; :
| степень ее сформированное™- выступает как- ■ залог
! ' ' ' '• . . /
Политической, духовной консолидации, в целом единства российского; !
I : ' . < . . • . *.. I •’ . I • ; |
< общества; ' * ‘ '• * I ‘ •
! Ч : ■ • ■ . , • . ■ I | ..М :
{ . • 1 Осознание себя; своего места в государстве и обществе, идентификация -: !
•с ними играет важную роль в социальном развитии молодежи. Молодежь;-; : '
• ,. ■ ■ ,' ' | . - ! }! > | !
;«не ставший, а становящийся субъект общественного воспроизводства»1, ёе|>) !
:| ■ • ; ’ % 1
: • • ■ ■ ■ „ I ’ ' : ;• =: :
«социальное положение характеризуется неполнотой социального статуса, !
| •?
5- - • І ^
іражданской, •. ког
. і
|маргинальностью социальных позиций, неопределенностью социальных ; <
1 ' • ■ , I • .| » ; {
идентификаций. Процесс формирования гражданской идентичности для '■ ;
! •; 1 ' „ ' -' • - І І '•:•••-1■ і і
:молодых людей сегодня сопряжен в значительной степени с процессами; •; •
І. I. '« . ’ ’ | • І
{изменения традиционных .форм' социализации и межпоколенческой: ; |.
; • V . . • • “ - • - . | : :*.| ;л
преемственности, социальной мобильности, путей и і способов; ’ і;
. : • . • ■ • • ■ • • • ; • • \ : ' I' * \ і:
профессионального и личностного самоопределения.. ' ‘ ■ -і;;
Студенческая молодежь как специфическая социальная, группа, .
: і . ' . !| • I •: ‘ і ' : '
находящаяся в положении объекта и субъекта социализации, чутко
«улавливает и ■ реагирует на меняющиеся общественные настроения ;и>
• . *
і
: і
; ■ Зубок Ю. Л., Чупров В. И. Социальная регуляция в условиях неопределенности.: Теоретические и прикладные проблемы в исследовании молодежи. М., 2008. С. 68.
! -!з
I
Ч. Кули выдвинул теорию «зеркального отражения Я>> - the looking-
1 ‘ I ' 1
! ' ! I
I !
glass Self. Обе концепции символического интсракционизма рассматривают 1
;«Я»-идентичность, с одной стороны, как результат социального • I М
і 1 • 1 . • Ц
І І І
'взаимодействия, с другой - как фактор, ее же и обусловливающий- [ ' [
Наибольшая заслуга, по мнению многих исследователей, в разработке ' 1*|' понятия идентичности принадлежит Э. Эриксону, который' понимал'
I ‘ !
«идентичность как процесс организации жизненного опыта в индивидуальное
I
Я. Согласно Эриксону, процесс становления и развития идентичности ’’ 1
I 1
Позволяет человеку сохранять целостность и индивидуальность жизненного
: \ \ '
«опыта человека, дает ему возможность предвидеть внутренние и внешние « ц
[опасности, соразмерять свои способности с социальными возможностями, ! «
1 | 1 I ! ‘ I Ч*
которые предоставляет ему общество. Более того, идентичность выполняет1 ‘
'определенную «организующую» функцию в развитии личности. , ! • 4 ■
J ' .1
По мысли Э. Эриксона, развитие человеческого Я представляет собой | *
не только столкновение бессознательных влечений й усвоенных
I
общественных норм и требований. «Я» как личностная структура обладает, и собственной энергией, определяющей динамику личностного! развития, ,
!
центральной составляющей которой выступает идентичность. Отсюда:'
| ! •
понятие идентичности для Эриксона соотносимо с понятием ПОСТОЯННОГО,! .
непрекращающегося развития «Я».
і Ь
■. л
! 1 і ' «•
Идентичность — сложное личностное образование, , имеющее; | | 1;
многоуровневую структуру и связанное с тремя основными • уровнями’ ! ‘ ! ; ■ I ,
анализа человеческой природы: индивидуальным, личностным’ и' 1
І 5 ! і ,
!социальным. На первом, индивидуальном уровне анализа идентичность: | 1
■определяется как результат осознания человеком собственной временной
• , | | • протяженности. Это есть представление человека о себе как о некоторой
і » *
относительно неизменной данности; как о человеке, обладающим тем или .иным физическим обликом, темпераментом, задатками и имеющим
принадлежащее ему прошлое и устремленного в будущее20.
і
20
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. С. 116-118.
і
21
I I
' С личностной точки зрения, идентичность определяется как ощущение
! г ! • '
человеком сооственнои неповторимости, уникальности своего жизненного
опыта, задающее некоторую тождественность самому себе.; Эриксон
I
определяет эту структуру идентичности как результат скрытой работы Эго-
I
синтеза, как форму интеграции «Я», которое всегда есть нечто большее, чем простая сумма детских идентификаций.
Социальная идентичность Э. Эриксоном определяется компонент, отражающий внутреннюю солидарность ; человека , с
I *
' . |
социальными, групповыми идеалами и стандартами. Данная солидарность
1 ' | )
помогает процессу «Я»-категоризации, т.е. помогает человеку разделять мир* .
! ! I '1
на1 похожих и не похожих на себя. По мнению Эриксона, на: каждой стадии ’
I
развития у человека должно быть чувство, что его личная, персональная ,
как личностным
идентичность имеет и социальное значение, значима для данном культуры! и является достаточно эффективным вариантом групповой! сплоченности.
1 I 1
.Компонентами социальной идентичности являются: общее историческое
• I
чые концепты,.* общепринятые ,
, прошлое; историческая память, пространственно-времен
I 1
'групповая совесть, мифология, религиозные доктрины,
I
ритуалы, биосоциальный опыт, система общезначимых моделей-образцов; [географическое местоположение и национальное ощущение пространства;
преооладающие экономические модели, коллективные мнения; ощущения,
1 1' ,
ые прототипы, I 1 |
отношение к чужим ценностям21
предрассудки, семейные образцы, порочные и идеальн
Таким образом, для социолога персональная 'и социальная:
1 I
| ! .
Iидентичность выступают как некоторое единство, как два неразрывных
I г
Iаспекта психосоциального развития человека.
«
Понятие идентичности оказалось стержневым для работ Э. Фромма, изучавшего современные особенности взаимоотношени [общества. Э. Фромм анализирует диалектическую связь инд
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.. 1996. С. 126 -130.
и человека ;и ивидуального и