Ви є тут

Конструирование профессии джазового музыканта в контексте социального времени

Автор: 
Бабаян Инна Вячеславовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
302306
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение...............................................................3
Раздел I. Время как категория и метод современной социологии...........12
Раздел II. Социальная история музыкальных профессий....................34
/
Раздел III. Профессия джазового музыканта в биографической
траектории.............................................................74
Заключение................................................................................115
Список использованной литерату ры.....................................119
Приложения............................................................135
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность диссертационного исследования связана с динамикой советской и постсоветской культуры России, изменения которой усиливают неоднозначность интерпретации ценностных ориентиров, установок, смыслов, влияющих на социальную и духовную жизнь социума. Развитие и функционирование культурной жизни протекает в контексте перехода российского общества' к рыночной экономике, становления демократического государства, процесса глобализации с интеграцией и унификацией художественной культуры. Обозначенный государством тренд в сторону модернизации российского общества предполагает изменения во всех сферах жизни общества, в особенности культуры, художественной деятельности, которая основывается на создании, воспроизводстве культурных ценностей. Выдвижение на первый план набора материальных и символических индикаторов трудовой деятельности - материальный доход, престиж, поддерживают в социально-профессиональной структуре некоторое маргинальное состояние творческой профессии, связанной с миром искусства - театром, музыкой, кино, танцем, литературой, живописью по отношению к другим видам занятости. Вместе с этим на фоне изменений самой природы, коммерциализации искусства актуализируются вопросы профессионализации, идентификации творческой профессии.
Музыкальная культура во всем ее многообразии презентирует сегодня все большую проникаемость не только в сферу повседневности человека, но и другие виды деятельности, в которых музыка выступает средством продвижения и развития коммуникационной, досуговой сфер. Популяризация эстрадной музыки, поддерживаемая отечественной культурной политикой, интенсивной трансляцией через каналы передач радио, телевидения, телевизионными коммерческими музыкальными проектами, ростом числа продюсерских проектов, делают профессию музыканта все более привлекательной для выбора. Однако ситуация, когда искусство стандартизируется, воспринимается ' в категориях формата,
в котором субъективное отношение к нему человека оказывается напряженным, даже драматичным.
Несмотря на то, что в древней мифологии обнаруживается идея времени, его отвлеченная мыслимость еще не выходила из рамок чувственного созерцания. Время олицетворяло субстанциальное начало и рассматривалось у большинства народов как причина рождения и смерти, как нечто, управляющее всем мирозданием. При этом мифологическое представление персонифицированного субстанциального времени еще долго продолжало господствовать в обыденном сознании2.
На субъективное переживание времени человеком указывал И. Кант. Он говорил, что «время есть лишь субъективное условие нашего (человеческого) созерцания (которое всегда имеет чувственный характер, т.е. поскольку мы подвергаемся воздействию предметов) и само по себе, вне субъекта есть ничто» . Восприятие времени не может существовать вне человеческого сознания, а переживание времени в повседневности приобретает личностносоциальный характер. Повседневные ситуации обычно существуют в условиях латентного принуждения, прежде всего - временного пресса4. Переживание и восприятие личностно-социального времени, встраиваемого в ритмический рисунок социального времени, нахождение верного темпа жизни, соизмеряемого с темпом социальным, не вызовет темпорального диссонанса жизни человека.
Эволюция идеи времени постепенно раздвигала прежние границы познания, вписываясь в научную картину мира. В классической культуре для научной картины мира репрезентативны идеи линейного, универсального, объективного времени и абсолютной длительности, независимых от материи и человека, сущностей как отдельной субстанции. В неклассичсской культуре и
2 Ярская В.H., Яковлев Л.С., Немецким В.В., Ежов О.Н. Пространство и время социальных изменений. Курс лекций в цикле социологических дисциплин для студентов, магистров, аспирантов и преподавателей. - Саратов: «Научная книга», 2004. С. 19.
3 Кант И. Критика чистого разума / Пер. с нем. Н. Лосского. - М.: Эксмо, 2006. С.75.
4 Касавин И.Т., Щавелев С.П. Анализ повседневности. - М.: Канон + (Современная философия), 2004. С. 238.
13
научной картине мира с характерным для нее индетерминизмом, дополнительностью модели линейного времени уступают идее относительности, релятивности. Именно в этой культуре время обретает возможность принадлежать субъекту действия, наблюдателю, становится от него зависимым.
В свою очередь, постнеклассическая научная картина мира с ее нелинейностью, бифуркациями предлагает новую концепцию времени — универсального и уникального одновременно, прерывного и непрерывного, хаотичного и упорядоченного. Концептуальные революции во взглядах на время связаны с «общим фронтом научных и философских революций — философским освобождением понятия от антропоморфизма мифологии, затем внедрением в классическую картину мира, наконец, его эйнштейнизацией и последующей полифонизацией»5.
Время — это одно из наименее определенных понятий науки, и его познание должно сводиться к созданию конструкций, которые раньше могли бы отображать интуитивные представления о нем представителей разных наук6. Сущность модели конструкции времени Левина в том, что автор применяет понятие обобщенное движение или генеральный процесс, под которым понимает изменение состава природных систем. Понятие течения времени должно быть синонимичным понятию генеральный процесс. В такой модели течение времени можно представить как поток точек пространства, это субстанциальное время или порождающий поток. Данную модель предлагается экстраполировать к глубинным уровням организации материи.
5 Ярская В.Н. Время в эволюции культуры: философские очерки / Под ред. А.Г. Спиркина.-Саратов: Сарат. ун-т, 1989. С. 69.
6 Левич А. П. Время - субстанция или реляция? Отказ от противопоставления концепций / А. II. Левин // Философские исследования. 1998, Лг° I. С. 134-156; Левин А.П. На пути к пониманию феномена времени: конструкции времени в естествознании. Часть 3. Методология. Физика. Биология. Математика. Теория систем. Предисловие / Под ред. А.П. Левина. - М.: Прогресс-Традиция, 2009. — 480 с.
14