Ви є тут

Молодой специалист: особенности социально-профессиональной социализации

Автор: 
Хизбуллина Радмила Радиковна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2012
Артикул:
305612
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Введение
Содержание
Раздел 1. Теоретико-методологические подходы к определению социально-профессиональной социализации молодых специалистов 18
Раздел 2. Особенности, этапы и роль производственной практики в социально-профессиональной социализации молодых специалистов в энергетической отрасли............................................52
Раздел 3. Направления совершенствования социально-профессиональной социализации молодых специалистов на предприятиях энергетической отрасли в Республике Татарстан......................................88
Заключение.........................................................124
Библиографический список...........................................131
Приложение 1.......................................................153
Приложение 2.......................................................158
Приложение 3.......................................................165
Приложение 4.......................................................169
Приложение 5.......................................................176
Введение
Актуальность темы исследования. В современном российском обществе, включенном в процесс глобализации, а также в условиях жесткой конкуренции, способность к быстрой и успешной социальнопрофессиональной социализации и адаптации является неотъемлемой частью в профессионально-трудовом становлении молодого специалиста.
Особенности социально-экономического развития России предъявляют высокие требования к молодому специалисту. Основным условием повышения благосостояния населения России и усиления ее роли на международном уровне является обеспечение социализации ее граждан1.
Система образования, существовавшая в советское время, претерпела значительные изменения, и в современном обществе пересматривается место института распределения и практики, который, помимо ознакомления студента с профессией, давал освоение и опытное закрепление практических профессиональных навыков, приобретенных на производственных предприятиях страны.
В России в 2000 году постановлением Правительства Российской Федерации были утверждены «Национальная доктрина образования Российской Федерации» и «Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы». Национальная доктрина образования в Российской Федерации является основополагающим государственным документом, утверждаемым федеральным законом и устанавливающим приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития. Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на
1 Белгородский B.C. Модернизация управления системой высшего профессионального образования в Российской Федерации: теоретико-прикладной анализ: Дисс....д-ра наук; Социологические науки: 22.00.08 / Ин-т соц.-полит. исслед. РАН. - М, 2007.
16
региональном уровне, уровне предприятий энергоотрасли, уровне учреждений высшего профессионального образования.
На региональном уровне направления совершенствования социальнопрофессиональной социализации молодых специалистов построены по принципу социального партнерства. На уровне предприятий энергоотрасли -в соответствии с принципом управления. На уровне учреждений высшего профессионального образования программы совершенствования социально-профессиональной социализации выстроены согласно принципу кластеризации. Целесообразно применение и реализация соответствующих различным уровням программ и моделей социально-профессиональной социализации молодых специалистов.
На основе структурно-функциональной модели систематизируются уровни влияния учреждений высшего профессионального образования и предприятий энергетической отрасли в рамках статусно-ролевого становления молодого специалиста.
Предложенная компстентностная модель позволяет формировать квалификационно-профессиональный и личностно-ориентированный профили социально-профессиональной социализации молодого специалиста на уровне учреждений высшего профессионального образования.
С точки зрения социологии конструирование теоретикометодологических моделей служит основой совершенствования социальнопрофессиональной социализации молодого специалиста.
Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что оно расширяет научное знание о сущности социальнопрофессиональной социализации молодых специалистов и способствует приращению знания в области социологии личности, социологии образования, теории стратификации. Результаты, полученные на основе авторских теоретических изысканий, позволят внести вклад в содержание одноименных дисциплин.
Теоретическую значимость представляют авторские модели социально-
17
профессиональной социализации молодых специалистов в энергетической отрасли, которые могут стать основой для конструирования моделей других социальных процессов.
Сформулированные выводы и практические рекомендации могут послужить базой для последующих теоретических и практических исследований в области социализации молодых специалистов в условиях трансформации системы образования.
Практическая значимость диссертационного исследования. Предложенные направления, программы и модели совершенствования социально-профессиональной социализации молодых специалистов могут быть использованы в кадровой политике предприятий энергетической отрасли Республики Татарстан, а также при подготовке специалистов в рамках обновленных образовательных стандартов.
Положения и выводы настоящего диссертационного исследования могут быть учтены в деятельности образовательных учреждений высшего профессионального образования при разработке программ практической подготовки студентов.
Апробация исследования. Результаты диссертационного исследования отражены в материалах докладов, представленных на региональных, всероссийских и международных конференциях. По теме исследования имеется 19 публикаций, общим объёмом 3,4 п.л., в том числе, 4 публикации в рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК РФ.
Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех разделов, заключения, библиографии и пяти приложений.