Ви є тут

(Де)конструирование девиантных практик: социологический анализ : на примере ваххабизма

Автор: 
Нурутдинов Ильнур Ильдусович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2012
Артикул:
306438
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
2
ВВЕДЕНИЕ............................................................... ..3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ШЕЖОНСТРУИРОВАНИЯ ВАХХАБИЗМА КАК РЕЛИГИОЗНОЙ ДЕВИАЦИИ 19
1.1. Методологические основы социального копструкционизма.................19
1.2. Конструирование девиаций в социологическом лнск*упсе.................45
13. Ваххабизм как религиозная девиация: соииальио-нсторнмсский контекст. 68
2. КОНСТРУИРОВАНИЕ И ДЕКОНСТРУИРОВАНИЕ ВАХХАБИЗМА В ПРОСТРАНСТВЕ ПУБЛИЧНЫХ ДИСКУРСОВ..........................................85
2.1. Конструипоианис ваххабита в печатных СМИ.............................85
2.2. Конструирование ваххабизма экспертным сообществом ................. 109
2.3. Дсконструипованис ваххаптма в электронных СМИ.......................134
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................158
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ............................173
ВВЕДЕНИЕ
з
Актуальность темы исследования. Глобальные геополитические изменения, имевшие место в нашей стране в начале 1990-х гг., стали причиной целого ряда трансформаций и деформаций в социальной жизни общества. За короткий период времени произошли существенные изменения в политической, экономической и социальных сферах. Сопоставимые изменения произошли и в сфере ценностных ориентаций общества. Религия, которая в той или иной степени испытывала гонения на всем протяжении существования СССР (за исключением короткого периода во второй половине 1980-х гг.), прочно вошла в повседневную жизнь социума.
Начало 1990-х гг. ознаменовалось бурным развитием различных религий, в т.ч. ислама, в Российской Федерации, почва для чего была подготовлена еще во время оттепели 1980-х гг. Обратной стороной реисламизации в России стало появление и усиление влияния ваххабизма — течения в исламе, которое рассматривается в качестве девиантной секты ортодоксальным мусульманским большинством1.
Появление ваххабитов в России, как в виде различных миссионеров из арабских стран, так и в виде их местных последователей, породило активное обсуждение ваххабизма в пространстве публичных дискурсов: дискуссии о ваххабизме попали в риторику первых лиц государства и политиков, представителей силовых структур, религиозных деятелей. Ваххабитский фактор в чеченском конфликте усилил негативные коннотации, которые связывались в общественном представлении с ваххабитами, а участие последних в целом ряде крупных и дерзких террористических актов фактически поставило знак равенства между ваххабизмом и терроризмом.
1 Ваххабизм весьма многогранен и может рассматриваться с различных сторон: как политическое явление (например, официальная идеологическая доктрина в СаудовскоП Аравии), как культурным феномен (образец маргинальной контр-культуры в мусульманских (со-)обшсствах), как религиозное явление (ваххабизм с точки зрения традиционных суннитских правовых школ-мазхабов). Мы рассматриваем ваххабизм как девиантное социальное япленис, т.к., на наш взгляд, рассмотрение ваххабизма с социологической точки зрения во многом объединяет его различные ипостаси в рамках одного предмета исследования.
17
«символического талиона» - оправдания вооруженной борьбы преследованиями мусульман со стороны государственных органов и спецслужб. Другой, не менее распространенной, стратегией деконструирования девиантного образа ваххабизма в джихадистском дискурсе является попытка на основе различных положений ислама символически легитимизировать необходимость применения насилия, в т.ч. в виде совершения различных террористических актов.
Апробация исследования. Результаты диссертационного исследования изложены на конференциях различного уровня, в том числе международных научно-практических конференциях «Научная дискуссия: вопросы социологии, политологии, философии, истории» (Москва, 2012 г.) и «Наука и современность — 2012» (Новосибирск, 2012 г.), всероссийской научно-практической конференции «Феноменология и профилактика девиантного поведения» (Краснодар, 2010 г.), трех республиканских научных конференциях (Казань, 2009-2010 гг.) и опубликованы в виде тезисов выступлений.
Содержание диссертационного исследования нашло отражение в 10 научных публикациях автора общим объемом 3,5 п.л., в т.ч. 3 статьях в научных журналах, входящих в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК РФ.
Диссертационная работы была обсуждена на методологическом семинаре кафедры социальной и политической конфликтологии ФГБОУ ВГ10 «Казанский национальный исследовательский технологический университет» и рекомендована к защите.
Структура н объем диссертации. Структура диссертационной работы соответствует цели и задачам исследования. Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении обосновывается актуальность темы, раскрывается ее разработанность в научной литературе, определяется проблема исследования,
ставятся цель и задачи работы, выделяются объект и предмет исследования, определяется научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, его апробация, а также излагаются положения, выносимые диссертантом на защиту.
В первой главе работы рассматриваются теоретико-методологические основы изучения (де-)конструирования ваххабизма как религиозной девиации. В первом параграфе изучаются основные теоретические подходы к социальному конструированию реальности. Во втором парафафе анализируется конструирование девиаций в социологическом дискурсе. В третьем параграфе рассматривается исторический и социальный контекст конструирования ваххабизма как религиозной девиации.
Во второй главе работы приводятся результаты исследований, посвященных (де)конструированию ваххабизма в пространстве публичных дискурсов. В первом парафафе анализируются особенности конструирования ваххабизма в печатных СМИ. Во втором парафафе изучается специфика экспертного дискурса, посвященного ваххабизму. В третьем парафафе рассматривается дсконструирование негативного образа ваххабизма на материалах проваххабитских Интернет-ресурсов.
В заключении делается обобщение темы, формулируются основные выводы по работе и перспективы дальнейших исследований по теме. Далее следует список использованных источников и литературы.
Общий объем диссертации составляет 171 страницу, список использованных источников и литературы включает 171 наименование (в т.ч. на иностранном языке — 84 наименования).