Ви є тут

Искусство шинуазри в контексте европейской художественной практики XVIII столетия

Автор: 
Максимова Мария Сергеевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
156
Артикул:
172117
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение................................................................3
Глава 1. Шинуазри как воплощение романтизации Китая в европейской культуре Х1Н-ХУШ веков...................................14
1.1. Шинуазри: понятие и сущность......................................14
1.2. Мифологизированный образ Китая
в западноевропейской литературе XII 1-Х VIII веков.....................18
1.3. Реальные образы и ложные стереотипы Китая
в европейской графике XУП-ХУШ столетий.................................26
Глава 2. Особенности формирования шинуазри
в декоративно-прикладном искусстве Европы XVIII века...................38
2.1. Фарфор Китая ХУН-ХУШ веков как предмет коллекционирования 38
2.2. «Феномен «фарфоровых» комнат: приемы экспонирования»..............42
2.3. Проблема копирования, заимствования и грансформации мотивов декора и форм в экспортном искусстве Китая и европейском декоративно-прикладном искусстве направления шинуазри.........................................49
Глава 3. Художественные предпочтения региональных вариантов шинуазри в европейском искусстве XVIII века............................67
3.1. Декоративно-прикладное искусство шинуазри
в Западной Европе XVIII века...........................................67
3.2. «Китайские деревни» и «восточные» комнаты
Северной и Южной Европы................................................94
3.3. Дворцовые интерьеры шинуазри в искусстве Восточной Европы........104
Заключение............................................................120
Список литературы.....................................................123
Приложение 1. Словарь.................................................147
3
Введение
...европеец и в упоении восточной роскоши должен сохранить вкус и взор европейца.
А. С. Пушкин
Увлечение Китаем сегодня подготовлено не одним десятком лет. Оно началось во времена «открытия» Поднебесной западными миссионерами и * купцами. Образ страны, созданный ими, был настолько рельефен, эмоционален и ярок, что европейцы, увлекшиеся экзотической новизной, начали коллекционировать, а затем и производить по китайским образцам мебель, фарфор, ткани и др. Влияние восточного искусства на европейское прослеживается еще со времен итальянского Ренессанса; подлинный расцвет этого увлечения совпал с эпохой Нового времени. Дальнейшее проникновение китайских мотивов в культурный европейский слой показало, что мистика Поднебесной обладает пролонгированной привлекательностью. И чаще всего вызывают повышенное увлечение в переломные моменты историко-культурного развития. «То, что привлекает внимание в рассмотрении Востока, это не другие символы или другая метафизика, не другая мудрость (хотя последнее и проявляется как нечто желанное); но - сама возможность отличия, изменения, переворота в области символических систем»1.
Характерная особенность культуры Востока, в частности Китая,
состоит в стремлении сохранить в неизменном виде иерархическое
государственное устройство, религию, обряды, искусство в жестком
противостоянии иноземной культуре. Хотя в Поднебесную - самую древнюю и
непрерывную в своем развитии цивилизацию - нередко проникали черты иных

культур, усвоение новаций не шло в урон эталону самобытности Поднебесной. Религия буддизма, привнесенная в Китай из Индии в первые века нашей эры,
1 Барг Р. Империя знаков,- М.: Праксис, 2004,- с. 10.
31
удостоверяет высокое положение хозяина дома. В данном случае мастеру полюбилась сама форма кронштейнов, которыми он украшает жилой дом. Форма изогнутости носит более мягкие очертания, чем в культовой постройке.
Так, к середине ХУНТ столетия мастера шинуазри получают достоверные данные о гой культуре, которую они так арастно воспроизводили всю первую половину столетия.
В произведениях французских художников середины XVIII столетия сюжеты заимствованы из рассказов путешественников и литературных произведений, в которых были формированы ложные стереотипы. Само понятие ложного стереотипа сопряжено с процессом освоения, так как оно основывается на отражении внешних сторон национально-культурных отношений. Жизненный уклад китайцев видоизменяли в зависимости от восприятия. Композиции из набора «История Империи Китая» (Бове, 1690) вытканы по дизайну нескольких художников под руководством Ги-Людовика Всрнансаля (1648-1729), сотрудничавшего с Ле Брюном и Ж. Береном. (см. илл 22) Картон к шпалере «Аудиенция у китайского императора» наделен фантазийным характером, что проявляется в деталях. Мудрый и спокойный император облачен в праздничную одежду, его окружают служанки. Но их европейские лица и манеры в реальности не могли радовать правителя, поскольку таковые дамы не присутствовали в окружении правителя. Диковинный предмет под названием заморский глобус император бережно придерживает рукой. Возможно, подобной фантазией художник пытался выразить аллегорию мирных и дружеских отношений Франции и Китая. Сам прием проходит не в торжественных покоях, а на природе, где воображению художника было более привычно. Роскошный золотой балдахин, установленный над императором, удачная находка художника. Кроме того, канареечного цвета колонны имеют особенную форму, они словно «извиваются»! Так художник воспринимал повествования о китайской архитектуре и ее чудесах.
Ф. Буше (1703-1770 гг.) был активным участником в процессе развития
32
мифотворчества о Китае. Стоит отметить, что гений мастера начал свое формирование в области утилитарной продукции - рекламы (илл 23). Цикл своих произведений шинуазри Ф. Буше начинает гравированной рекламой «Пагода» (1740-е гг.) для торговца Жерсена, открывшего на мосту Нотр-Дам лавку китайских товаров «У пагоды». Изображение диковинных заморских предметов украшает рекламу лавки Жерсена как центра продажи различных экзотических вещиц. Сидящий на лаковом китайском кабинете персонаж гротескно изображен китайцем под бахромчатой драпировкой. Его лица разглядеть невозможно, оно скрыто драпировкой, и китаец устремил свой взгляд не на зрителя, а вниз, где представлены экзотические товары. На его принадлежность к Китаю указывают короткие ручки и ножки, запахнутый халат. Пожалуй, одеяние китайца - единственное, что может идентифицировать его как представителя жителей Китая. В рекламе французского мастера халат запахнут на персонаже верным для китайской зрадиции способом: левая пола традиционного халата «и» при запахе покрывает правую полу. Эта достоверность в изображении может свидетельствовать о том, что заказчик лавочник Жерсен стремился показать Франции диковинный, но реальный Китай. Этому стремлению и внял Буше при
написании рекламы.
\
«Китайское» творчество Ф. Буше стало настолько популярным,.что ему стали заказывать картоны для шпалер (илл 1). Фаворитка короля, мадам де Помпадур, заказывает Ф. Буше шпалеры «в китайском вкусе» для своего салона. Полотно «Дама с зонтиком» - «Китайский сад» (1742) - изображает, как дама, полу-француженка, полу-китаянка, проводит свое свободное время. Туалет героини представляет собой нечто среднее между европейским и восточным нарядом: пышная струящаяся юбка будто бы покоится на кринолине, спадающие складками рукава и почти наглухо закрытый лиф имитируют китайский стиль одежды; а бело-голубые вазы, зонтик и веер показывают ее как модницу, знающую толк в новых увлечениях. Однако ее прическа, сделанная по последней французской моде, выдает ее европейскую