ь
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение...............................................................З
Глава 1. ЗАРОЖДЕНИЕ ИСКУССТВА СКУЛЫТГУРЫ_В БАШКИРИИ...................17
1.1. Условия формирования скульптурного творчества в Башкирии.........17
1.2. Работа скульпторов в годы Великой Отечественной войны............25
1.3. Творчество скульпторов в послевоенный период.....................32
1.4. Скульптура второй половины 1950-х гг.............................40
Глава 2. СТАНОВЛЕНИЕ СКУЛЬПТУРЫ В 1960-1970-е гг......................53
2.1. Станковая скульптура 1960-х гг...................................53
2.2. Пространство и форма керамической скульптуры.....................64
2.3. Скульптура 1970-х................................................75
2.4. Памятники и мемориалы............................................84
Глава 3. ЭВОЛЮЦИЯ БАШКИРСКОЙ СКУЛЬПТУРЫ В 1980-е гг...................98
3.1. Медальерное искусство............................................98
3.2. Монументальная и мемориальная скульптура........................107
3.3. Станковая скульптура: поиски новой выразительности.............113
3.4. Керамическая скульптура........................................124
Глава 4. СКУЛЬПТУРА БАШКОРТОСТАНА В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД...............................................................137
4.1. Монументальная скульптура: проблемы и перспективы развития 137
4.2. Скульптурные симпозиумы.........................................145
4.3. Новации и традиции в творчестве современных авторов............154
Заключение...........................................................170
Библиографический список использованных источников и литературы......174
Список условных обозначений и сокращений.............................184
Список иллюстраций...................................................187
Иллюстрации..........................................................201
Приложения...........................................................342
Приложение 1. Из переписки М.В. Нестерова и Л.М. По в 1941-1942 гг...343
Приложение 2. Сведения о художниках, упоминаемых в тексте............350
Приложение 3. Республиканские, региональные, групповые и персональные
выставки с участием башкирских скульпторов...........................385
Приложение 4. Каталог собрания башкирской скульптуры в БГХМ имени М.В. Нестерова............................................................403
3
Введение
Политические и экономические преобразования двух последних десятилетий, повлекшие коренные изменения социокультурной ситуации в России, обострение процессов глобализации и стремление этнических культур сохра-
I
нить свою идентичность выдвинули на первый план проблемы национальных искусств, существующих сегодня в новых условиях суверенных республик и во взаимодействии с традициями и инновациями отечественного и мирового искусств. Задачи гармоничного сочетания активно возрождаемых традиционных культур, особенностей сложившихся изобразительных школ и мировых тенденций, а также выбора путей дальнейшего развития, неразрешимы без глубокого изучения художественного наследия, особенно актуального на рубеже столетий, в момент завершения важнейшего периода в эволюции искусств, осмысления и в какой-то мере переоценки отечественного изобразительного искусства двадцатого века.
Изобразительное искусство Башкортостана, история развития которого укладывается в границы минувшего столетия, не стало, между тем, предметом комплексного научного исследования вплоть до настоящего времени, ибо трудно считать таковым статью популярного характера, опубликованную московским искусствоведом Г.С. Кушнеровской в единственном альбомном издании по изобразительному искусству республики, выпущенном в 1974 г.1 Как отмечает уфимский исследователь А.Г. Янбухтина, «из системы гуманитарных наук республики с самого начала выпали такие направления в исследовательской работе, как искусствознание, его теория, история, эстетика, художественная критика, то есть изучение всего комплекса вопросов, связанных с исследованием изобразительного и декоративного искусства, архитектуры Башкортостана в
1 Изобразительное искусство Башкирской АССР : альбом / авт.-сост. Г.С. Кушнеровская. - М.: Советский художник, 1974.
48
венный образ мудрого и мужественного человека (1957. Ил. 28). В музей, однако, была приобретена другая работа скульптора, композиция «Девушка-строительница» с изображением профессиональных атрибутов и пафосной эмоциональностью «строителя коммунизма», столь поощряемой официальным искусством (1958. Ил. 31).
Итак, искусство скульптуры, появившееся в Башкирии в середине XX века, несколько позже, чем в соседних регионах Урала и Поволжья, начало развиваться в русле русской академической школы и реалистических традиций. Самодеятельные и профессиональные художники, приехавшие в Уфу в 1940-1950-е гг. и творившие в обществе торжествующего сталинизма и искусства «социалистического реализма», были искренни в своём стремлении выразить местный «национальный колорит», бывший для них во многом экзотическим явлением, создавать романтические, порой пафосные образы исторических героев и людей советской республики из строго регламентированного персонального ряда, который вырабатывался в дополнение к тематическим планам, так называемым «темникам» всесоюзных и российских выставок, спускаемых из Москвы. В тот период обязательными экспонатами для республиканских выставок были живописные, графические и скульптурные произведения, воплощавшие образы вождей (посвящённые Ленину, они должны были изображать эпизоды его пребывания в Уфе), революционеров Ивана Якутова и Шагита Худайбердина, героев гражданской войны Василия Чапаева и Михаила Фрунзе, героев Великой Отечественной Минигали Шаймуратова и Александра Матросова, народного героя Салавата Юлаева, поэта Мажита Гафури и других1. Скульптурные «герои-знаки» (B.C. Турчин)2, впервые появившиеся в станковом искусстве эвакуированных московских и ленинградских художников, обрели монументальное воплощение в творчестве теперь уже башкирских3 художников Веры Моро-
1 В живописи над образами перечисленных героев работали художники П.М. Лебедев, А.П. Лежнев, Г.С. Мустафин, A.A. Кузнецов, H.H. Анисифорова, Р.У. Ишбулатов, A.B. Храмов, К.И. Герасимов.
2 B.C. Турчин. Образ двадцатого...в прошлом и настоящем. - М.: Професс-Традиция, 2003. - С. 350.
3 Отметим, что термин «башкирский художник» употребляется нами в контексте «художник Башкирии (Башкортостана)», то есть тот автор, который живёт и работает в республике, - независимо от его национальной
49
зовой, Тамары Нечаевой и Бориса Фузеева.
Практически все произведения станковой и, тем более, монументальной скульптуры, были заказами Управления по делам искусств республики (позднее - Министерства культуры), руководствовавшегося советскими правительственными и партийными директивами в области культуры и искусства. Иначе и не могло быть: в национальном регионе тоталитарного государства совершенно новый, не традиционный, к тому же, самый идеологизированный и материально затратный вид художественного творчества мог появиться и развиваться только при полной поддержке этого самого государства, осуществлявшего жёсткий контроль за всем, что происходило в творческих мастерских. Как видно из архивных документов, скульпторы, получая под заказ (спущенный сверху или в результате инициативы самого художника и Союза, как, например, заказ на памятник С.Т. Аксакову) материальную помощь, периодически отчитывались в своей работе.
Вполне закономерно, что произведениям скульптуры, созданным в подобных условиях, были свойственны все особенности пластической программы советского искусства 1930-1950-х гг., настаивавшей на иллюстративности и повествовательное™ всех скульптурных жанров (подчеркнём, что в рассматриваемый период художники работали в основном в станковом и монументальном портрете, композиция встречается лишь в мелкой жанровой пластике и в одной монументально-декоративной скульптуре Б.Д. Фузеева). Простые и доступные художественные средства должны были устанавливать прямой диалог со зрителем, располагать к «додумыванию» сюжета, «рассказанному» детализированной, дробной пластикой, призывать к эмоциональному сопереживанию, воспитывать на героических примерах.
Как правило, официальные установки и позиция художника большей частью совпадали, поскольку скульпторы, создававшие произведения на «передовой» изобразительного идеологического фронта (особенно моиументалыю-
принадпежкости. В случае, когда подчеркивается национальность художника, это будет специально оговорено, например, «художник-башкир».
- Київ+380960830922