СОДЕРЖАНИЕ
Введение -4
Глава 1. История церкви Феодора Стратилата. Изучение росписи - 16
Основание церкви. История и духовная жизнь Новгорода второй половины XIV в. - 16 Заказчики церкви - 29
Последующая история храма, ремонты, перестройки - 32 Архитектура и древнее убранство интерьера храма - 39 Основной объем - 39 Малые помещения - 48
Алтарные преграды в основном объеме и Покровском приделе на хорах -52 История открытия и изучения росписей - 56
Глава 2. Иконографическая программа росписи -70
Состав росписи - 70
Роспись купола и подпружных арок - 76
- Христос Пантократор - 76
- Сипы небесные - 83
- Пророки - 90
- Основание барабана и паруса - 104
- Подпружные арки - 106 Роспись алтаря - 109
- Конха - 109
- Цикл Страстей Господних - 112
- Цикл Пятидесятницы (Пентакостарион) - 139
- Евхаристия - 148
- Служба святых отцов - 152
- Декоративные панели алтаря и других частей храма - 155
- Жертвенник - 158
- Диаконник - 162 Роспись наоса -166
- Двунадесятые праздники (Додекаортон) - 166
- Тема Великой Субботы - 174
- Тема прославления Креста - 185 Тема святых воинов - 197
Роспись помещений на хорах - 230
- Богородичный цикл - 230
- Образы аскетов - 258 Роспись помещений под хорами - 281
Идейный замысел росписи и особенности его реализации в иконографической программе. Связь с палеологовской традицией и черты новаторства - 306 Программа росписи в контексте исихастской мысли позднепалеолговской эпохи-317
Глава 3. Роспись церкви Феодора Стратилата и «экспрессивное» направление палеологовского искусства - 338
Стилистические особенности росписи - 338
- Особенности построения ансамбля - 341
- Концепция художественного пространства - 351
- Специфика колористической системы - 354
- Ведущие «манеры» - 362
«Экспрессивное» направление палеологовского искусства и стилистические основы феодоровской росписи - 387 Стиль феодоровской росписи и новгородское искусство последних десятилетий XIV века - 412
Заключение -424
Библиография - 433
Список сокращений - 433 Литература - 435 Иконографический указатель - 489
Альбом приложений:
Список иллюстраций
1. Архитектурные планы, разрезы
2. Схемы росписи
3. Прориси надписей на свитках пророков в барабане купола
4. Альбом иллюстраций
повторяет роспись церкви Спаса на Ильине. При этом но мнению исследовательницы здесь «возникает нечто новое» - преимущественно на уровне литературной образности, сводящей живопись «к изобразительному комментарию» и приближающей ее художественный строй к маргинальной
ТЛ4
миниатюре .
Стиль росписи Феодоровской церкви целенаправленно изучала Г.С. Колпакова205. Считая одной из своих задач определение места памятника в палеологовском искусстве, она рассмотрела его стиль как вариант «живописно-экспрессивного» направления XIV в., найдя феодоровским фрескам аналогии в тех произведениях конца столетия, в которых «богословские идеи XIV в. обрели едва ли не одно из самых чистых и непосредственных выражений»206. При этом были даны весьма меткие характеристики художественного и образного строя фресок, отличающегося богатством полутонов и отгенков. По словам Г.С. Колпаковой, эти особенности «были бы невозможны без превращения опыта молчалышческого самоуглубления в идеал, укорененный . в повседневной жизни»207. Вместе с тем, определяя стиль феодоровских росписей как принадлежащий «псевдоэкснрессивному» направлению конца XIV в. , исследовательница подчеркивает его «испрограммность», отказывая искусству такого рода (по сравнению с двумя другими новгородскими ансамблями) в глубине и интеллектуальности воплощения философских идей.
Орнаментальные и декоративные мотивы, занимающие существенное место в росписи Феодоровской церкви, стали предметом ■ углубленного изучения в фундаментальной монографии М.А. Орловой, посвященной орнаменту в древнерусской монументальной живописи
201 Осташсико, 1998. С. 256.
205 Колпакова, 1985; Колпакова, 1995.
206 Колпакова, 1995. С. 334.
207 Там же. С. 332.
208 Колпакова, 2004. С. 175.
ллл
(2004)" . Здесь содержится множество ценных наблюдений о семантике декоративных мотивов, использованных в ансамбле. Не оспаривая утвердившегося в отечественном искусствознании отношения к этому памятнику как произведению «во многом вторичному», М.А. Орлова констатирует очевидность ориентации некоторых декоративных приемов росписи на классические образцы византийской храмовой декорации. Анализ декоративных мотивов и оригинальных приемов их трактовки убедительно доказывает, что орнаментальный репертуар Феодоровского храма представляет собой «явление, весьма далекое от каких-либо почвенных влияний». Однако это, по мнению исследовательницы, не исключает воздействия местной культурной среды на некоторые особенности интерпретации декоративных мотивов. Оценивая свойства орнаментальной декорации храма как «в известном смысле новаторские», М.А. Орлова по сути впервые (со времен Л.И. Анисимова) «реабилитирует» ансамбль, отмечая его самостоятельное значение и высокий художественный артистизм решения декоративных задач210.
Как показывает обзор историографии, до сих пор исследование росписи сводилось преимущественно к анализу ее художественных свойств. Внимание к проблемам атрибуции, стиля и колорита феодоровских фресок лишь в малой степени компенсируется краткими очерками и редкими публикациями, посвященными отдельным вопросам их иконографии. Таким образом, к настоящему времени наименее изученной является иконографическая программа ансамбля, предоставляющая для рассмотрения множество важных тем. Вместе с тем, несмотря на существование в большинстве своем справедливых (однако подчас приводящих к противоречивым выводам) характеристик стиля и образного строя росписи, пока не в полной мере раскрыт спектр художественных особенностей ансамбля, который парадоксальным образом сочетает в себе черты, восходящие к эллинистической традиции,
209 Орлова, 2004. С. 106-129, 399-407. Кат. 3.
2,0 Там же. С. 127-128.
- Київ+380960830922