СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...............................................................................4
Шар и Крест юи архитектура и смысл.....................................................4
Проблема архитектурного смысла - проблема архитектуры..................................7
Проблема архитектурного смысла - проблема истории искусства............................9
Иконография как классический метод..................................................../7
Архитектура изображаемая и архитектура изображающая...................................21
Архитектура и иконография: аспекты взаимодействия.....................................28
СИМВОЛИКА ДОМА БОЖЬЕГО И АРХИТЕКТУРА ЦЕРКОВНОГО ЗДАНИЯ................................35
Архитектурный символ или: истина из вторых рук........................................35
Символизм и церковное здание..........................................................37
Символический типологиям или Средневековье внутри нас.................................43
Символическая текстология в лицах.....................................................49
Экзегетическая типология и символическое описание.....................................57
Нумерология и пространство............................................................62
Литургические темы символического толкования: материальность, телесность,
возведение............................................................................68
Структуры символического толкования: предметность, ценность, масштаб..................73
Евхаристический буквализм алтарного пространства: пелена, реликвия и свет.............85
Символизм архитектуры и изобразительность Литургии.................................. 89
Пространство зрительного опыта и убранство литургического действия....................95
Человеческие циклы иконографического убранства: психамахия, космос, колесо
фортуны............................................................................ 100
Назначение и истоки церковного искусства: художники и литургисты.....................104
Экклезиологическая телесность церковного здания......................................112
Эсхатология церковной архитектуры....................................................117
Символика экзегезы: помыленное, построенное, описанное...............................125
От сиивологии Дома Божьего к иконографии церковного сооружения.......................136
ИЕРОГЛИФИКА АРХИТЕКТУРЫ В ЗЕРКАЛЕ ИКОНОГРАФИИ........................................140
Собор и соборность в архитектуре и иконографии.......................................140
Зеркальный метод.....................................................................146
Природное зерцаю.....................................................................149
Зерцаю художественное................................................................153
Зеркало битвы........................................................................154
Зеркаю подлинной реальности..........................................................160
Зеркало апокрифического а(1>фекта....................................................166
Зеркаю времени и зеркаю святости..................................................../ 70
Зеркаю истории..................................................................... 178
Зеркаю эсхатона......................................................................181
Иконография и поэзия.................................................................187
Собор резигиозной поэзии.............................................................191
ИКОНОГРАФИЯ АРХИТЕКТУРНЫХ АРХЕТИПОВ..................................................196
Введение в иконографию архитектуры или символическая типология.......................196
Архитектурные копии и критерии сходства..............................................198
Символические значения...............................................................201
Протооригиназ постройки как протопюпос памяти........................................203
Архитектурная типаюгия и архитектурная ментальность..................................207
Почему иконография?..................................................................210
Иконографический круг................................................................212
Сан Стеф а! ю Ротондо: топография на месте иконографии...............................215
Типаюгия умирания....................................................................217
Центрическое сооружение как архитектурный жанр.......................................221
Топография прежде топологии..........................................................226
От иконографии архитектуры к сценографии живописи из и возвращение торгующих 228
Пространства письма..................................................................229
Живопись как симптам архитектуры.....................................................232
Перспективы личности вусювиях иконографического театра...............................238
Копия как реликварий.................................................................245
2
СЕМАНТИЧЕСКИЕ ПОЛЯ АРХИТЕКТУРЫ И ИКОНОГРАФИИ......................................249
Палеохристианские образы - стереотипы сакральных тем..............................249
Семантические поля иконографии или за пределами истории искусства.................256
Семантические поля иконографии....................................................261
Иконография в зеркале языка: опыт саиообнаружения.................................264
Ранние знакообразы как простые десигнаты........................................ 267
Образы иного пространства.........................................................270
Образы Таинства...................................................................274
Предметные образы культовой среды.................................................277
Манихейская риторика и иконография общих мест.....................................281
Архитектурное место образов.......................................................290
Коллективный язык личного благочестия или имперское вторжение.....................293
Иконография и «реальные церемонии»................................................300
Иконография существования.........................................................306
Архитектурная неполнота и иконографическое дополнение.............................311
АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ СИМВОЛИЗМ АРХИТЕКТУРНОЙ ПРЕДМЕТНОСТИ 318
Христианская археология и материальная история Церкви.............................318
Христианская археология и история искусства.......................................324
Христианская археология и история погребений......................................329
Христианская археология и культ мучеников.........................................332
Христианская археология и возникновение христианского культового здания...........335
Христианская археология и сакральная архитектура как «носитель значения»..........352
Рождение христианского искусства как происхождение смысла.........................363
От изучения к истолкованию христианского искусства................................374
Стилистика и изобразительность раннехристианского искусства.......................395
ИКОНОГРАФИЯ РИТУАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА..............................................407
Литургический подход к христианской иконографии...................................407
Литургия как центр иконографического пространства.................................412
Функционирование иконографии......................................................416
Иконографические параметры........................................................423
Структура иконографического целого................................................431
Образ и слово, изображение и надпись, иконография и текст.........................438
Литургическое пространство архитектуры............................................445
Участник священнодействия и пользователь иконографии..............................454
Иконографические типы и архитектурные типологии...................................466
Ритуальная действительность.......................................................475
Иконография и здание теории.......................................................486
Когнитивные модели иконографии....................................................490
Модальность языка и иконографическая модальность..................................494
Образы моральной идентичности.....................................................498
Воспринимающий индивидуум перед лицом иконографии.................................500
Модели знания и образы смысла.....................................................504
Визуальные образы, семиалогические модели и социологические парадигмы: паттерны
иконографии и универсалии методологии.............................................518
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................521
Особенности и ограничения иконографического подхода...............................521
Экфрасис - образ описания.........................................................526
ПРИМЕЧАНИЯ........................................................................542
ИЗБРАННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ............................................................585
3
единицы и до сорока (естественно, с пропусками). Подобный числовой ряд, можно сказать, обладает настоящей завораживающей силой, он подчиняет и того, кто его выстраивает, и того, кто следует за этим построением: и того, кто считает, и того, кто считывает, считая, что он добровольно следует за всеми этими числовыми рядами и, что не менее существенно, - числовыми ритмами. Эта ритмика числа обладает своей особой в том числе и дидактической суггестией, дополняющей чисто «духовные ценности» подобного символизма и позволяющей выстраивать на числовом основании и физический, и моральный миры, делая их непосредственно доступными и для духовно не подготовленного зрителя106. При этом, несомненно, понимание внутреннего содержания числа доступно не всякому, требует подготовки, и открывается в полной мере лишь в приложении к Дому Божию, как справедливо замечает Зауэр107.
Ведь только в структуре церковного здания вся подобная символическая типология и нумерология обнаруживает свою функциональную наполненность, определяя и конструкцию, и иропорционирование, и ритмику форм и так далее. Но главное, с точки зрения уже архитектурной иконографии, мы обнаруживает глубокие и экзегетически, можно сказать, неизбежные соответствия между архитектурными элементами и вышеописанной типологией. Стоит заметить, что Зауэр в отличие от иных авторов (того же Грабара) не склонен обольщаться относительно природы этих типов, всегда помня о том, что они искусственного и происхождения, и предназначения. Кстати говоря, мы вовсе в данный момент не обсуждаем происхождение самой типологии как таковой: ни психологические, ни эстетические, ни логические корпи подобного феномена.
Нумерология и пространство
Однако числа обладают одним очень неудобным свойством: их символическое значение и ценность имеет вполне конвенционально-религиозный характер, и когда пропадает вера в число как элемента
62
божественного миропорядка, тогда остается символика несколько иной природы, символика частей света, «более прочно увязанная в духовной и чувственной жизни человечества». Эта символика соответствует природному чувству человека, хотя с небесным сводом связаны не только представления о свете, тепле и новой жизни, но и представления о «более возвышенных сущностях» и о небе как источнике блага (или ею противоположности). Другими словами, задолго до христианства «естественный человек» уже знал символическое толкование частей света. И применительно к христианству речь идет не о содержании представлений о востоке, западе, севере и юге (в этом христианство не сказало ничего нового), а о «практическом применении» этих символических знаний, например, в ориентации церковного сооружения.
Но один момент все-таки был принципиально новым: это отождествление концов Креста с четырьмя сторонами или частями света. Тем самым в привычные характеристики мироздания вносятся сугубо моральные оценки и идея Божьего Промысла: ведь согласно этой традиции Христос был распят лицом на Запад и спиной на Восток. Тем самым Господь отвернулся от Иерусалима, эра Ветхого Завета закатилась, вперед выступают бывшие язычники. Сама ориентация Креста, таким образом, обозначает переломный момент мировой истории, полный пугающего трагизма. Первым всю эту простраиствепио-пебесную поэтику Креста описал Рабан Мавр, положив начало всей средневековой строительно-архитектурной символике.
Другими словами, символика пространственных векторов в их соотношении с явлениями небесными и земными, в том числе и связанными с земной поверхностью дает ориентацию и в реальном пространстве, и в его интеллектуально-духовной проекции. Отсюда полная смысла связь между элементарным положением здания в пространстве и его назначением, функцией. Внешняя ориентация отражается и во внутреннем устройстве церковного здания, в смысле его внутренних членений и направлений, что предполагает и просто задает определенный порядок движения присутствующих в храме. Особенно это касается перемещений священника. А в целом, конечно же, все это отражает пространственную динамику богослужения, в частности
63
- Київ+380960830922