Ви є тут

Архитектура Омска XIX - начала XX веков

Автор: 
Гуменюк Алла Николаевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2002
Кількість сторінок: 
344
Артикул:
172464
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.................................................................4
Глава I. Градостроительство и архитектура Омска 1800 - 1860-х годов .... 19 Раздел 1. Этапы планировки и застройки города
1.1. Планировочные основы. Генеральный план Омска 1829 года. Типология застройки первой половины XIX века .... 19
1.2. Градостроительные мероприятия, застройка и озеленение
Омска 1850 - 1860-х годов................................25
Раздел 2. Стилевая эволюция в архитектуре зданий и сооружений Омска
2.1. Архитектура классицизма..................................29
2.2. Ретроспективное стилизаторство...........................44
Глава II. Архитектура Омска 1870 - 1900-х годов.........................63
Раздел 1. Развитие и изменение планировочной структуры города.
Типология застройки
1.1. Г радостроительные мероприятия, застройка Омска
1870 - начала 1890-х годов............................... 63
1.2. Новые 1радообразующие объекты. Градостроительные
мероприятия и типология застройки конца 1890 -1900-х годов....................................................65
Раздел 2. Стилевые направления периода поздней эклектики в архитектуре Омска
2.1. Эклектизм................................................74
2.2. Позднее ретроспективное стилизаторство.
«Возрожденный классицизм»................................94
2.3. Национальное направление эклектики. «Русский стиль» .. 101
2.4. Рациональное направление эклектики. «Кирпичный стиль». «Готизирующий» предмодерн.......................... 115
2.5. Особенности деревянной жилой застройки Омска середины 1890 - 1900-х годов............................... 121
Глава III. Архитектура Омска 1910-х годов........................... 128
Раздел 1. Градостроительное развитие Омска. Типология застройки 128
Раздел 2. Стилистические особенности в архитектуре города 1910 - 1917-х годов
2.1. Архитектура модерна. Первая Западно-Сибирская выставка 1911 года......................................... 131
2.2. Неоклассицизм в Омске. Архитектурные конкурсы 196
2.3. Особенности деревянной жилой застройки Омска
1910-х годов..........................................230
Заключение...........................................................236
Принятые сокращения..................................................241
Примечания...........................................................243
Список литературы и источников.......................................271
Список приложений....................................................295
Приложения...........................................................297
Аннотированный список иллюстраций....................................333
Западной Сибири в число казенных воспитанников Строительного училища

Главного Управления. Просвещенный генерал, прослушавший курс наук в трех европейских университетах, «имевший пять докторских дипломов»,63 отмечал изменения, происходившие в строительном деле, и заботился о становлении его в Западной Сибири.
В начале 1850-х годов, наряду с возведением построек уходящего классицизма в Омске (или для Омска) начинается проектирование «в стилях». Выявленные в архиве два проекта Духовного уездного училища за авторством архитекторов Вагнера и Кудинова (предполагаемая датировка по водяным знакам на бумаге 1849-1851 годы) обозначают две стилистические параллели, имевшие место в архитектуре города.64 Проект Вагнера - пример здания уходящего классицизма, где распад образно-стилистического и структурного единства наметился в раскреповке фронтона на главном фасаде, в попытке соединить в планировочном решении систему анфилад с коридором-связкой, а за традиционно-симметричной композицией стеновых плоскостей скрыть Г-образный объем (Илл.29). Творческий замысел Кудинова продемонстрировал обращение зодчего к архитектуре эпохи Возрождения. Трехъярусное деление фасада широкими горизонтальными тягами, поэтажное размещение ордера в центре здания, так называемые «брамантовы окна» второго этажа, с той лишь разницей, что невысокая стрела подъема арки придала ей форму легкой дуги -весь этот ассоциативный ряд указывает на использование приемов итальянского Ренессанса (Илл.30). Проект Кудинова, как, впрочем, и Вагнера, не был осуществлен, и приход нового стиля в архитектуру Омска отодвинулся еще на несколько лет.
Лишь в конце 1850-х - начале 1860-х годов в городе были возведены две значительные постройки, в разнообразии художественно-стилистических решений которых, отразились новые эстетические идеалы времени. Это выполненный в стиле неоренессанса дворец генерал-губернатора Западной Сибири (1859-1862) постройки Ф.Ф. Вагнера и сооруженная в «готическом вкусе» по проекту инженера Г.С. Вершинина римско-католическая церковь
47
(1862). Появление подобного рода стилизаций в местной архитектуре следует относить как к стремлению дипломированных зодчих, получивших назначение в Омск, применить свои профессиональные навыки, так и «нарушить общий казарменный дух», создаваемый постройками классицизма.
Оба архитектора учились в Москве в 1840-е годы, в тот период, когда Дворцовое архитектурное училище уже представляло собой заведение нового типа. Догматы классицизма - основа методики преподавания в Петербургской Императорской Академии художеств, - подвергались здесь критике еще в середине 1830-х годов и, естественно, обращение питомцев училища к различным историческим архитектурным стилям при составлении проектов не только не возбранялось, но поощрялось и, по всей видимости, являлось программным. Дарованная свобода выбора предопределила сначала на бумаге, а затем на практике появление сооружений во всякого рода вкусах. Первые омские постройки Вагнера и Вершинина, выполненные «в стилях», невольно заставляли далекую сибирскую провинцию с ее подчеркнутой приверженностью к классицизму повернуться лицом к новой архитектуре столиц.
В 1853 году Вагнер приступает к составлению проекта наиболее значительного сооружения того времени - нового жилого дома для генерал-губернатора Западной Сибири Г.Х. Гасфорда. В сопроводительном письме к чертежам, отправленным в Санкт-Петербург на рассмотрение, сам генерал-губернатор отмечал, что фасад и план его нового дома составлены «сообразно Высочайше утвержденных нормальным проектам».65
Типовое строительство в России всегда было связано с общим ходом развития архитектуры, и как только классицизм сменился ретроспективными подражаниями историческим стилям, все это не замедлило сказаться в образцовых проектах казенных зданий. Так, фасады губернаторских домов должны были выполняться в неоренессансном стиле. Наравне с официальным русско-византийским, он занял ведущее место в типовом проектировании. Ренессанс ассоциировался с просвещением и одновременно с богатством и знатностью рода. И потому, совершенно ясным становится стремление авторов
48