Оглавление
Введение................................................................3
Глава 1. Пейзажная школа как феномен отечественного искусства...........13
1.1. Специфика пейзажа как жанра станковой живописи....................13
1.2. Пейзажная школа: понятие, сущность................................23
1.3. Пейзажные школы в искусстве России 1960-1970-х годов..............33
Глава 2. Тенденции пейзажной живописи Алтая 1960-1970-х годов...........43
2.1. Динамика пейзажа в художественной жизни Алтая 1960-1970-х годов..43
2.2. Типология алтайского пейзажа 1960-1970-х годов....................54
2.2.1. Пейзаж «чистой природы».........................................54
2.2.2. Пейзаж «второй среды»...........................................81
Глава 3. Предпосылки формирования пейзажной школы на Алтае и степень
их реализации в 1960-1970-е годы.......................................107
3.1. Факторы формирования пейзажной школы на Алтае в 1960-1970-с
годы..................................................................107
3.2.0собенности формально-содержательной и образной структуры
произведений пейзажной живописи Алтая 1960-1970-х годов................115
Заключение............................................................123
Список литературы и источников.........................................128
Приложение............................................................145
3
Введение
Актуальность исследования. Пейзажная живопись - мощное явление художественной культуры России второй половины XIX - XX в.в. Не случайно H.A. Бердяев отмечает, что для русского человека характерно «пейзажное мышление». Источником национальной самобытности является многообразие русской природы. Именно природа оказывает решающее воздействие на художественное сознание, на отношение к традиции, влияет на систему видов и жанров алтайского искусства. Красота и разнообразие алтайской природы, уникальность архитектурных видов сибирских городов уже в течение целого столетия вдохновляют алтайских художников и во многом определяют сложение специфических черт пейзажной живописи. Ее анализ актуален для осознания того пути, по которому шло становление самобытной живописной школы в регионе, как в ее формальных проявлениях, так и в мировоззренческих основах, так как в пейзаже коренится арсенал архетипов и символов искусства.
Тема актуальна и с точки зрения изучения стиля алтайской пейзажной живописи. В его формировании участвовали как местные живописцы, так и мастера, приехавшие из Москвы, Петербурга, Казани, Свердловска, Иркутска, Ярославля, Орла, Алма-Аты, Риги и др. В результате со временем создалась сплоченная общность художников, обладающая индивидуальными и характерными чертами. Более того, сегодня все чаще высказывается мысль о формировании пейзажной школы на Алтае. Однако все эти вопросы продолжают оставаться открытыми для изучения, так как в искусствоведении нет обобщающего труда о живописи Алтая XX века.
В последнее время с развитием идеи глобализации, провозглашающей равенство всех традиций и тенденций всего многоликого мира, актуальность темы возросла. В контекста современной социокультурной ситуации
21
• Пейзаж-состояние - в изображении акцентируется состояние утра, полдня, вечера или ночи по временам года и по характеру погоды. В подобных случаях субъективное переживание художника абстрагируется, выступает отстраненно, воплощаясь лишь в сознательном рациональном выборе мотива и его картинного воплощения, художественное качество которого определяется уровнем профессионального мастерства, проявляемом в композиции, рисунке, способности собрать различные
— *71
элементы в целостный картинный образ .
• Пейзаж-настроение - в изображении через определенный мотив природы выражается человеческое настроение - печаль, радость, возвышенное состояние духа, созерцательная растворенность в природе и т.п. Этот тип пейзажной картины отличается субъективностью художественного решения образа.
• Пейзаж-размышление - в изображении через определенный мотив природы выражаются человеческие размышления.
Пейзаж-картина ставит перед художником задачи, отличные от задач работы над этюдом. Эго отличие проявляется, прежде всего, в том, что композиция в большей степени строится сознательной волей художника и несет в себе комплекс представлений о конкретном пейзажном мотиве и устоявшихся личных переживаний и впечатлений. В процессе этой работы обязательно должно учитываться действие основных законов, правил, приемов и средств гармоничного построения живописной композиции. Обозначим главные из них:
1. Законы композиции: закон цельности, закон типизации, закон контрастов, закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу.
21 Виппер Л.В. Как работать над пейзажем масляными красками. - М., 2000.
2. Правила композиции: передача ритма, выделение композиционного центра, симметрия или асимметрия, расположение главного на втором пространственном плане.
3. Приемы композиции: передача впечатления монументальности, пространство, горизонтали и вертикали, диагональные направления.
4. Средства композиции: линии, штриховка (штрих), пятно (тональное и цветовое), линейная перспектива, светотень, воздушная и цветовая перспектива22.
Таким образом, работая над воплощением своих замыслов в пейзажной картине, художник решает проблемы содержания и формы, причем ищет те средства живописного языка, которые с предельной точностью выразили бы сложившийся в воображении художественный образ.
Художественный образ - это «...способ и форма освоения и воплощения действительности в искусстве, характеризующиеся нераздельным единством субъективных и объективных начал художественного творчества, его чувственных и смысловых аспектов» . По художественно-образной сущности пейзаж условно подразделяют на эпический, лирический, героический, идеальный, романтический, философский, религиозно-мистический и исторический типы. Эта классификация относительна. Часто названные категории взаимодействуют между собой, создавая общую эмоциальную гармонию произведения.
Исторически развиваясь, пейзаж изменяется в стилистическом и содержательно-образном аспектах, отражая отношения «человек - природа», «человек - «вторая среда»».
Суммируя все вышеизложенное, можно дать следующее определение этого жанра:
22 Шорохов М.С. Основы композиции. — М: Просвещение, 1984.
23 Образ художественный //Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура. Терминологический словарь /Под общ. ред. А.М. Кантора. - М: Эллис Лак, 1997. -С.399.
- Київ+380960830922