2
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Введение.................................................................5
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРАВА И СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ГРАДОРЕГУЛИРОВАНИИ......................................................10
1.1. Исторические аспекты развития градостроительного права в
России и за рубежом. Современный зарубежный опыт.................10
1.1.1. Исторические аспекты развития градостроительного права в России...........................................................10
1.1.2. Исторические аспекты развития градостроительного права за рубежом. Современный зарубежный опыт.............................22
1.2. Современная ситуация в отечественном градорегулировании..........34
1.2.1. Предпосылки формирования современной ситуации в отечественном градорегулировании.................................34
1.2.2. Основные отечественные научно-теоретические разработки в области градорегулирования.......................................37
1.3. Градостроительство Юга России....................................42
1.3.1. История развития градостроительства на Юге России.........42
1.3.2. Особенности современной территориальной организации
Юга России..................................................54
Выводы по главе 1.....................................................59
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗРАБОТКИ ДОКУМЕНТОВ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗОНИРОВАНИЯ...............................62
2.1. Ре1улирование градостроительной деятельности в современном
отечественном законодательстве...................................62
2.1.1. Законодательная база градостроительной деятельности.......62
2.1.2. Градостроительное законодательство в современной России 64
2.1.3. Взаимосвязи градостроительного права со смежными отраслями права..................................................72
2.2. Основы градостроительного зонирования............................74
2.1.4. Понятие, цели и задачи градостроительного зонирования.....74
2.1.5. Правовая база градостроительного зонирования..............81
3
2.1.6. Структура документов градостроительного зонирования и градостроительных регламентов.....................................84
2.3. Современные научно-практические разработки в сфере
градостроительного зонирования в России...........................88
2.1.7. Основные направления градостроительного зонирования в современной отечественной практике................................88
2.1.8. Сравнительный анализ моделей градостроительного зонирования.......................................................94
2.1.9. Опыт градостроительного зонирования в городах Юга
России в период 1992-2008гг................................104
Выводы по главе 2.....................................................108
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРИНЦИПОВ И МЕТОДИКИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗОНИРОВАНИЯ..........................................112
3.1. Принципы градостроительного зонирования городов во взаимосвязи с системой правового регулирования
градостроительной деятельности...................................112
3.1.1. Правовое регулирование градостроительной деятельности 112
3.1.2. Определение основных архитектурно-планировочных принципов градостроительного зонирования.........................116
3.1.3. Градостроительное зонирование как инструмент правовой реализации генерального плана города.............................116
3.1.4. Комплексность и стадийность градостроительного зонирования......................................................119
3.1.5. Актуальность градостроительного зонирования...............126
3.1.6. Система комплексного взаимодействия градостроительного зонирования и градостроительной документации.....................128
3.2. Предложения по методике градостроительного зонирования в городах...............................................................131
3.2.1. Алгоритмы разработки правил землепользования и
застройки..................................................131
3.2.2. Предложения по методике установления границ
терри ториальных зон и разработки карт градостроительного зонирования................................................133
3.2.3. Предложения по методике разработки градостроительных регламентов......................................................139
18
лось до Учредительного собрания [57, с.23]. В развитие Декрета о земле 20 августа 1918г. был издан Декрет ВЦИК «Об отмене права частной собственности на недвижимости в городах». Статьёй 1 этого документа отменялось право частной собственности на все без исключения участки, находящиеся в пределах городских поселений, как застроенные, так и незастроенные вне зависимости от того, кто является владельцем участка [64, с.27]. Эти два декрета определили основы имущественных взаимоотношений на территориях городов на долгие годы советской власти.
В условиях отсутствия частной собственности на землю имущественно -правовые взаимоотношения на территории городов значительно упростились, частный интерес и инициатива в деле застройки заменялись сугубо ведомственным подходом, где основным инициатором развития городской застройки становились отдельные ведомства и структуры государственного управления, что надолго определило сам характер советского градостроительства. В СССР, как и в дореволюционной России, специального градостроительного законодательства не было. Однако причины этого были в другом - надобность в правовом регулировании застройки появляется тогда, когда появляется конфликт интересов разных участников градостроительного процесса. В условиях, когда единственным участником процесса застройки города является государство, достаточно разработки ряда норм технического характера, регулирующих процесс освоения городской территории с точки зрения санитарного состояния, инженерных вопросов и т.д. Именно по этому пути и пошло советское градостроительство. Таким образом, круг вопросов, решаемых до революции Строительным уставом, значительно сузился, а оставшиеся аспекты территориального освоения были разделены между градостроительной документацией, нормативно-техническими документами и земельным законодательством.
Первый Земельный кодекс РСФСР 1922г. включил в себя декреты 1918г. Было определено, что земельные распорядки внутри городской черты определяются особыми узаконениями. В развитие этого требования было издано в 1925г. «Положение о земельных распорядках в городах». Согласно Поло-
19
жению, вес земли внутри городской черты передавались в ведение местных органов власти, за исключением изъятых в установленном порядке. Определялся состав городских земель, порядок их предоставления и управления ими. В 1928г. были изданы «Общие начала землепользования и землеустройства», которые признавали городскими земли, находящиеся внутри городской черты, за исключением земель специального назначения, к которым были отнесены земли, предоставленные в непосредственное пользование государственным учреждениям, для специальных целей. Интересно, что под такими понимались не только земли для военных и транспортных нужд, но и земли под фабриками, заводами, школами, курортами. Изымались из состава городских земель земли военного, транспортного, горнопромышленного назначения. [64, с.28]. Советское земельное законодательство в общих своих чертах (Основы земельного законодательства СССР 1968г., Земельный кодекс РСФСР 1970г., 1991г.) сохраняло аграрный характер, мало уделяя внимания вопросам землепользования в городах - эта сфера регулировалась градостроительной документацией и нормативно-техническими документами.
Отличи тельной чертой советского периода в развитии градорегулирова-ния была его плановость, выразившаяся в общей подчинённости плановой системе, господствовавшей во всей социально-экономической жизни общества. Начало её формирования относится к временам т.н. «военного коммунизма», когда деятельность Советов на местах (аналога местною самоуправления в Советской России) была полностью подчинена деятельности наркоматов и других центральных органов, создававших свою властную «вертикаль» в губерниях, а все полномочия Советов были захвачены местными исполкомами. Советы с тех пор и до конца 1980-х гг. превратились в декоративную структуру.
Переход к новой экономической политике (НЭПу), восстановление разнообразия форм экономической деятельности вызвало некоторую децентрализацию государственного управления, в том числе и в развитии территорий. Местным исполкомам предоставили больше свободы в части хозяйствования на территориях, были определены основы финансовой самостоятельности мест-
- Київ+380960830922