г-
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Тема Преображения в контексте изображений
«славы» в христианской иконографии 13
1.1. Иконография Преображения 13
1.2. Место темы Преображения в ряду изображений «славы» 15
Глава 2. Мандорла Преображения как пространственная
структура 29
2.1. Характеристика основных типов мандорлы
Преображения 29
2.2. Особенности изображения мандорлы 35
2.3. Свойства и особенности структуры мандорлы
Преображения 38
Глава 3. Тема Преображения в архитектуре некоторых
русских Спасо-Преображенских храмов XI - XVI веков 55
3.1. Спасо-Преображенский собор в Чернигове 57
3.2. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря
в Пскове 65
3.3. Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском 77
3.4. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице
в Новгороде 84
3.5. Спасский собор Андроникова монастыря в Москве 92
3.6. Спасо-Преображенский храм села Остров 108
3.7. Спасо-Преображенский собор Соловецкого монастыря 117
3.8. Спасо-Преображенская церковь Кижского пог оста 126
Заключение 134
Библиография 141
Таблицы 1 - 74
Введение
Любая иконография является отражением некого сюжета, предъявляет некое явление и осуществляет попытку трактовки той вселенной, в которой оно происходит. Мир и происходящее в нем явление отображаются на некоей поверхности, будь то доска, стена, бумага. Подобным образом происходит предъявление представлений о вселенной и в архитектуре. Только здесь оно осуществляется теми способами, которые позволяют использовать пространство.
Религиозная архитектура воплощает эти представления наиболее развернуто и многообразно. Поэтому не случайно возникновение многих последующих толкований о том, что олицетворяют собой все храмовое пространство в целом и различные части храма в отдельности.
В православном храме на протяжении многих веков сложилась система росписи. Более или менее устойчивое размещение сюжетов и отдельных изображений свидетельствует о взаимосвязи между архитектурной деталью и темой ее росписи. В частности, изображение сцены Страшного суда на западной стене, включающее в себя изображение рая, восходит к представлениям о месторасположении библейского Эдема1, а традиционное изображение Христа Пантократора связано с пространством купола, как с доминирующим во всем сооружении. Так главенствующее в архитектуре соотносится с главенствующим в мире, то есть устройство архитектуры отображает устройство вселенной.
Подобным образом решается и пространство иконы. В частности, если рассмотреть построение иконы по вертикали, то осеняющие лучи всегда исходят сверху (в иконографии Рождества Христова, Крещения, Благовещенья и т.д.), а изображения ада и костей Адама всегда будет внизу (Тб. 1).
‘Г.К.Вагнер. Искусство мыслить в камне. М., 1990 г., с. 11.
21
мандорлы наиболее сложной по своей структуре является мандорла в сценах Преображения, рассмотрением структуры которой мы займемся позже. Мандорла в иконографии Сошествие во ад встречается в многочисленных вариациях. В основном ее структура многослойная, а форма либо круглая45, либо веретенообразная46 (Тб. 6, Илл. 2). В теме Вознесения мандорла обыкновенно круглая, из двух или более слоев, иногда пронизанная
1*7
многочисленными лучами (Тб. 6, Илл. 1). Христос, возносимый ангелами на небо, часто изображается сидящим на радуге48.
Следующим по времени событием новозаветной истории, на изображении которого фигуру Христа окружает мандорла, является Успение Богоматери49. В этой сцене форма мандорлы, окружающей фигуру Христа, держащего на руках спеленутую душу Богоматери, традиционно заострена кверху (Тб. 9, Илл. 1). Мандорла обыкновенно двух- или многослойная. Во внешнем слое часто изображены силы небесные50 (Тб. 17, Илл. 2, 3). Есть также изображения Успения, на которых форма этой мандорлы круглая или овальная51, а также треугольная52 (Тб. 6, Илл. 4). Единственный встреченный нами случай, когда внугри мандорлы Христа в Успении Богоматери пишется свечение, шестиугольная форма которого получена при наложении друг на
,s Фреска ц. Успения на Болотовой поле в Новгороде 80-е гг. XIVb. (Алпатов М. В. Фрески церкви Успспия на Волотовом поле. М., 1977. Илл. 57),
16 Сошссгвне во ад с избранными святыми. Псков. Псковскиіі музей. Конец XV в. (Алпатов М.В., Родникова И.С. Псковская икона XIII - XVI в. М., 1990. Илл. 30).
4/ Вознесение из Успенского собора во Владимире. Около 1410 г. ( Попов Г.В. Андрей Рублев. М., 2002. fiwi.40).
JK Мозаика купола церкви св. Софии. Салоники. Около 843-880/885 гг. (Лазарев В.Н. История византийской живописи М., 1986. Таблица 85, 86).
^ Иконография Успения Богоматери сложилась на основе апокрифических текстов: «Слово Иоанна Богослова
об Успении Богоматери», «Слово Иоанна архиепископа Солупского», апокрифических сказаний об Успении Богоматери Дионисия Ареопапгга и Андрея Критского и канонов на «Успеїпіс» Космы Маюмского и Иоанна Дамаскнна. (Каталог собрания ГТГ, том J, Древнерусское искусство X - начала XV в., М., 1995. С. 58).
53 «Голубое» Успение. ГТГ. Вторая половила XV в. (Салько Н.Б. Памятник, овеянный славой Куликовской битвы. Л., 1978. Илл.XIX); Успение. Андрей Рублев с учениками (?). Первая половина XV в. Происходит из Кирилл0-Белозсрского монастыря. (Салько Н.Б. Памяпшк, овеянный славой Куликовской битвы. Л., 1978. Илл. XVIII).
51 Успение Богоматери. Византия. Первая половина XIV в. ГМИИ. (Салько Н.Б. Памятник, овеянный славой Куликовской битвы. Л., 1978. Илл. XVI).
52 Фреска церкви Богородицы Одштпгрин. Патриархия в Псчс. Сербия. Около 1335 г. (Чирковим С. Сербия. Средние века. М., 1996. Илл. 119).
22
друга двух углов двух четырехугольников с вогнутыми сторонами, - фреска церкви Вознесения монастыря Жича53. (Тб. 6, Илл. 3) .
Остальные иконографические темы, как сюжетные, так и предъявляющие Славу Христову, на которых Иисус Христос представлен в мандорле, не связаны с его земным пребыванием. Это различные изображения, представляющие Его пребывающим в Царстве Небесном. Среди них: Страшный суд, Христос Эммануил, Христос Пантократор, Деисус, Спас в силах, Христос во славе, Единородный Сыне, крест во славе, мон01рамма Христа во славе и другие.
Структура мандорлы в иконографии Страшного суда довольно простая. Эю обыкновенно круглая или овальная форма, часто состоящая из нескольких слоев. Иногда Христос изображается в ней сидящим на радуге54 (Тб. 7, Илл. 1).
Изображения Христа Эммануила55 в мандорле встречается во многих вариантах иконографии. Его отдельные изображения, являющиеся «Видением пророка Иезекииля»56, обыкновенно окружены многослойной круглой или овальной мандорлой, под которой наполовину скрыты символы евангелистов.
СП
Эммануил изображается сидящим на радуге . Отдельное изображение Эммануила в круглой мандорле встречено нами также в иконографии «Похвала Богоматери»58 (Тб. 7, Илл. 2) и в иконографии «Собор архангела Гавриила»59.
5J Сербия. 1309-1316 гг. (Чнркович С. Сербия. Средние века. М., 1996. Илл. 32).
54 Мозаика западной стены собора в Торчелло. Около 1200 г. (Лазарев В.Н. История византийской живописи М., 1986. Таблица 390).
55 «Изображение Спаса в образе младенца roui отрока (Эммануила) восходит к словам из 2 книги пророка Исаии «се Дева во чреве прикмет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил» (Исайя, 7,14), а также слова 8-ой Песни 2 Великого Канона» Андрея Критского (VIT - УПТ вв.): « яко от обращения червленицы, Прсттсгая, умная багряшща Еммануилева, внутрь но чреве Твоем плоть изткася: тем же богородицу во истину Тя почитаем» (В переводе: Как из цветного пурпура во чреве твоем, Пречистая, соткалась мысленная порфира -плоть Эммануила) (Андреи Критский 1903, с. 20)». (Каталог собрания ПТ, том I, Древнерусское искусство X -начала XV в., М., 1995. С.48).
5" «Такое было вцдсіпіе подобия славы Господней» (Исз. 2,1). «Иезекииль (Исз 10,18) получает всссвятейшнй закон от Самого воссевшего на херувимов всеславнсшпсго Божества» Св. Григорий Палама «Триады в защиту свящснно-бсзмолвствующих». Москва, 1995 г.
5 Видение Иезекииля и Аввакума. Национальная художественная галерея, София. Оборотная сторона двустороіпісн иконы. Около 1395 г. (Лазарев В.Н. История византийской живописи М., 1986. Таблица 555).
5S Икона из Успенского собора Московского Кремля. Сербский мастер. Конец XIV в. (Толстая Т.В. Успенский собор Московского Кремля. М, 1979. Илл. 80).
■9 Икона придела Благовещенского собора Московского Кремля. 60-е. гг. XVI в. (Качалова И.Я., Маясова H.A., Щенникова Л.А. БлаговсщенскіпЧ собор Московского Кремля. М., 1990. Илл. 201).
- Київ+380960830922