Ви є тут

Солнцезащитные средства как элементы архитектурной композиции (на примере общественных зданий Узбекистана)

Автор: 
Крюкова Елена Рафаэльевна
Тип роботи: 
ил РГБ ОД 61
Рік: 
0
Артикул:
531918
179 грн
Додати в кошик

Вміст

- 2 -
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.......................................................3
ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОКИ И ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ СОЛНЦЕЗАЩИТНЫХ СРЕДСТВ В АРХИТЕКТУРЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ..........................................14
1.1. Солнцезащитные приемы в средневековом зодчестве . . 15
1.2. Солнцезащитные средства в современной архитектуре . 23
1.3. Теплотехническая эффективность и пластические свойства солнцезащитных средств ....................... 31
1.4. Новые солнцезащитные материалы современной архитектуры.............................................39
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ..........................................42
ГЛАВА П. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СВОЙСТВА И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СОЛНЦЕЗАЩИТНЫХ СРЕДСТВ..............44
П.1. Художественные свойства солнцезащитных средств. . . 44
П.2. Комплекс эстетических критериев оценки
солнцезащитных средств...................................66
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ..........................................79
ГЛАВА Ш. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МЕТОДИКИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
СОЛНЦЕЗАЩИТНЫХ СРЕДСТВ В АРХИТЕКТУРЕ
ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ.................................81
Ш.1. Солнцезащитные средства и условия ориентации ... 81
Ш.2. Пластическая выразительность солнцезащитных средств 85
Ш.З. Пропорции солнцезащитных элементов и масштаб здания 91
Ш.4. Ритмическая организация солнцезащитных средств. . . 97
Ш.5. Форма солнцезащитных элементов..........................103
Ш.б. Характер восприятия солнцезащитных
элементов из интерьера ................................ III
Ш.7. Экономическая целесообразность
солнцезащитных средств .............................. 116
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ ....................................... 119
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ.......................................121
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................125
БИБЛИОГРАФИЯ ............................................... 127
ИЛЛЮСТРАЦИИ..................................................140
- 3 -
ВВЕДЕНИЕ
В 60-е годы советская архитектура вступила в этап, ознаменовавшийся широким применением новых строительных материалов и конструкций, индустриализацией, типизацией и стандартизацией изделий, изменением облика сооружений. Это позволило резко увеличить масштабы строительства, сократить его сроки, достичь значительной экономии, однако, вместе с тем, особенно остро встали вопросы выразительности и своеобразия архитектуры, которые все чадце оказываются в центре внимания всесоюзных совещаний, съездов и международных конгрессов архитекторов, а также обсуждаются на съездах КПСС, находят отражение в постановлениях партии и правительства. "Не надо объяснять, как важно, чтобы все окружающее нас несло на себе печать красоты, хорошего вкуса, - говорилось в Отчетном докладе Центрального комитета КПСС ХХУ1 съезду Коммунистической партии Советского Союза, - и все же градостроительство в целом нуждается в большей художественной выразительности и разнообразии". (2,2,85).
Об усилении роли искусства в общественной жизни по мере роста культурного уровня народа и увеличении ответственности всех деятелей искусства говорил Генеральный секретарь ЦК КПСС Ю.В.Андропов в речи на Пленуме ЦК КПСС 15 июня 1983 г. (2,1,20).
* Первая цифра в скобках означает раздел библиографии, приведенной в конце работы, вторая - номер литературного источника, третья - страницу; если имеется четвертая - рисунок или таблицу.
- 15 -
дней в году для Ташкента составляет всего 87,6, для Бухары - 48,4 (4,10,17).Подобные природные условия не могли не способствовать развитию многообразных приемов солнцезащиты, которые существовали в зодчестве южных регионов не одну сотню лет, зародившись в глубокой древности.
1.1. Солнцезащитные приемы в средневековом зодчестве.
Для наглядного выявления таких приемов достаточно сравнить близкие по типологии постройки северных и южных широт - тогда их региональные черты становятся очевидными и дают представление о приемах борьбы с перегревом, существовавших в зодчестве районов с жарким климатом. Например, такие погодные условия, как короткое лето, частые дожди, сильные морозы способствуют развитию композиции объема жилых и общественных зданий, при которой замкнутое внутреннее пространство полностью изолируется от природной среды. Это характерно как для больших культовых построек, так и для жилья северных и умеренных широт. Композиционная схема, таким образом, строилась на изоляции объема и среды (рис.2а). Композиция больших культовых построек в районах с жарким климатом также была замкнутой от внешней среды, поскольку сама по себе подобная изоляция вытекала из многих социальных и религиозных причин, однако продолжительный теплый период года внес свои "коррективы" в эту схему, обусловив включение открытого пространства, то есть частицы природной среды в замкнутый объем - отсюда возникновение дворовой композиции. Например, в медресе двор обстраивался 1-2-х этажной застройкой, которая прикрывает от солнца на протяжении дня какую-то его часть глубокой тенью. М.С.Булатов, опираясь на учение Ибн-Сины и собственные наблюдения,считает, что конвекция, возникающая во дворике ввиду перепада температур в тени и на солнце, решала проблему оздоровления этой среды (5,4,29). Кроме того, встречаются примеры озеленения дво-
-16 -
ров ширококронными деревьями (медресе Абдулла-хана в Бухаре). Таким образом, в противовес жарким, зачастую пыльным улицам,создавалась вторая благоприятная открытая микросреда, в которую обращались внутренние помещения. Композиция строилась уже по схеме "среда-объем-микросреда" (рис.2^) и приобретала глубинно-пространственный характер. Р.Р.Абдураеулев, исходя из результатов обследования жилищ Хорезма, отмечает, что многие дворики практически не получали солнечного освещения, и комнаты, обращенные в них проемами, постоянно находились в тени (5,1,33); хотя дворы общественных построек,как правило, имеют значительные размеры по сравнению с жилой застройкой, падающие тени от конструкций частично "гасят" прямые лучи, а сами конструкции, постройки и озеленение смягчают отраженный свет. Естественно, что через проемы, выведенные в такой дворик, будет поступать значительно меньше солнечной радиации, чем через проем, выведенный непосредственно на улицу или площадь. Сказанное дает основание считать внутренний двор в известной степени солнцезащитным приемом, вытекающим из объемно-планировочной композиции сооружения и характерным для архитектуры многих стран с жарким климатом от древнейших времен до наших дней: это доказывают известные греческие "перистили", римские "атриумы", азиатские "ховли", "хаули", существовавшие у разных народов. Наглядными примерами дворовой композиции могут служить большие соборные мечети: в Герате (Афганистан), Биби-хаяым в Самарканде, Калян в Бухаре, Гаухаршад в Мешхеде (Иран), медресе Регистан в Самарканде, Мадери-Шах в Исфахане (Иран), караван-сараи Эвдир-хан и Коза-хан в Турции (рис.2г). Двор включался и в композицию общественных построек в странах Южной Европы - таковыми примерами могут служить университеты в Саламанке и Алькала де Энарес (Испания), монастырь в Томаре (Португалия) и другие. На основа-