г
2
ВВЕДЕНИЕ................................................3
ГЛАВА 1. ОБЩЕСТВЕНОЕ САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА.......................................15
1.1. Теоретические аспекты соотношения государственного и общественного регулирования социальных процессов в правовом государстве.................................................16
1.2. Понятие и функции саморегулирования как социального института..40
1.3. Формы и методы саморегулирования общественных отношений 54
ГЛАВА 2. ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ: ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ......................................71
2.1. Зарубежный опыт институционализации саморегулируемых организаций.................................................71
2.2. Основные направления саморегулирования общественных отношений в России на современном этапе...............................91
2.3. Проблемы и перспективы развития общественных саморегулируемых организаций в России.......................................122
Заключение.............................................138
Библиографический список
142
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Последние годы проблемы сокращения государственного вмешательства в общественные отношения за счет использования внутренних резервов саморегулирования гражданского общества являются одними из наиболее обсуждаемыми. Немаловажную роль в актуализации рассмотрения вопросов саморегулирования различных сфер общественной и, прежде всего экономической жизни, играет официально принятый курс государственной политики на дебюрократизацию государственного аппарата, сокращение прямого государственного вмешательства, а также проводимая в рамках реализации данной политики административная реформа.
Становление в России правового государства и гражданского общества, реализуется не только декларированием их основных принципов в Конституции РФ, но и реальными мерами со стороны государства по стимулированию формирования и деятельности общественных институтов, характерных для развитого гражданского общества и правового государства. Практика государственного строительства развитых стран свидетельствует, что одним из эффективных форм взаимодействия государства и общества является предоставление права саморегулирования определенных сфер общественной жизни самим субъектам этой деятельности. Однако использование резервов саморегулирования гражданского общества возможно только в условиях его достаточно высокой степени социальной зрелости и реализации подлинных принципов правового государства.
В гражданском обществе институт саморегулирования используется досрочно широко и эффективно, прежде всего, в регулировании предпринимательской деятельности. Однако перевод той либо иной сферы общественной жизни на принципы саморегулирования не приводит к полному самоустранению государства от ее регулирования. Государственное регулирование экономических и социальных процессов призвано определять
14
конференциях, на II Всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы» и на III Всероссийском социологическом конгрессе «Глобализация и социальные изменения в современной России», а также на Межрегиональной конференции «Проблемы воспитания толерантности и профилактика экстремизма в молодежной среде». По теме диссертации опубликовано 6 работ, общим объемом 3,5 п. л.
Структура диссертации определяется логикой последовательного решения основных задач исследования и включает в себя: введение, 2 главы, состоящие из 6 параграфов, заключение и список литературы из ...источников. Текст работы занимает... страниц.
15
ГЛАВА 1. ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
В соответствии с демократическими преобразованиями общества и с формированием рыночных отношений изменяется сама сущность социальных отношений, что, в свою очередь, требует пересмотра подходов к процессу управления социальным развитием. Регулирование общественных и социально-экономических отношений может осуществляться не только государством, но и с использованием институтов народовластия. Важнейшим средством социальных преобразований является организация различных форм самоуправления и саморегулирования, которые способствуют учету интересов и потребностей людей, реализации их социальной активности и в определенной мере обеспечивают преемственность традиций в общественном развитии. .
Современный этап развития гражданского общества в России свидетельствует о происходящей трансформации принципов и методов регулирования общественных и экономических отношений. Более того, одной из целей проводимой административной реформы является сокращение жесткого государственного регулирования определенных сфер общественной и экономической жизни общества и предоставление их участникам права самостоятельно, в рамках закона, осуществлять координацию своей деятельности и регулировать данные отношения. Подобная тенденция развития свидетельствует не только об оптимизации функций исполнительной власти и перспективах сокращения жесткого административного регулирования общественной и экономической жизни российского общества, но и происходящих процессах формирования в России гражданского общества, со всеми его атрибутами и институтами, и соответствующего модели, сформированной ведущими зарубежными странами.
Понимая под социальным управлениям один из видов управления, функцией которого является обеспечение прогрессивного развития общества, его подсистем и считая социальную составляющую одной из главных направлений
- Київ+380960830922