Ви є тут

Институт районной прессы в коммуникационном пространстве социума : на примере Пензенской области

Автор: 
Кислов Александр Иванович
Тип роботи: 
на примере Пензенской области
Рік: 
2007
Кількість сторінок: 
193
Артикул:
192039
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение 3
Глава 1. Районная пресса в системе массовых коммуникаций российского общества 13
1.1. Массовая коммуникация как социальная реальность 13
1.2. Институциональный подход к коммуникационному пространству 38
Глава 2. Районная пресса в социальной среде региона 61
2.1. Районная пресса в коммуникационном пространстве Пензенской области 61
2.2. Профессиональная среда районной прессы как фактор эффективности и качества ее функционирования 90
Заключение 126
Библиографический список 133
Приложения 153
2
восприятия реальности. Человек оказывается включенным во все происходящее целостно. Человеческая семья существует теперь в условиях «глобальной деревни»7.
Отличительной особенностью изложенных взглядов Маклюэна является его убежденность в том, что решающим фактором процесса формирования конкретной социально-экономической системы, по сути дела, двигателем исторического прогресса выступает смена технологий, порождающая смену способа коммуникации. Иными словами, ученый заявляет, что тип общества в значительной мере определяется доминирующим в этом обществе типом коммуникации, а человеческое восприятие — скоростью передачи транслируемой информации. Модель коммуникации обусловливает не только сенсорную, но и социальную организацию.
Средства коммуникации, по мнению Маклюэна, определяют структуру знания, регулируют принципы восприятия пространства и времени, навязывая их как отдельной личности, так и обществу в целом. Он считает, что развитие экономической и социально-политической инфраструктуры индустриального общества было бы невозможно без того кардинального изменения коммуникативных стратегий, которое повлекло за собой изобретение печатного пресса, поскольку лишь в условиях массового распространения печатного слова становятся возможными и частнособственническое предпринимательство, и демократизация общества. Только на основе избирательного права формируется исходный элемент и центральный агент подобного общественного устройства — изолированная человеческая индивидуальность, поскольку это право является печатным, а не устным и даже не письменным словом.
По мнению Маклюэна, создание новых технических средств, доступных обществу, носит революционный характер: от алфавита и письма к печатному станку, а затем и к электронным средствам коммуникации — таков путь
7 См.: Маклюэи М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего. - М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005; Маклюэн М. Понимание медиа: внешнее расширение человека. М.: 2003.
16
развития цивилизации. Он убежден, что все виды коммуникации имеют или визуально-пространственный (линейный, последовательный, перспективный), или слуховой (сферический, синхронный, имманентный) способ организации. Письменно-печатную культуру Маклюэн относит к устной, а кино и фотографию — к визуальной коммуникации. Телевидение же, в его понимании, требует от зрителя активного участия, «постоянного творческого диалога с кинескопом», а посему представляет осязательные (тактильные) средства общения.
До изобретения письменности человека окружала только устная речь, он воспринимал свою среду слухово, гармонически. Мир, царивший за порогом тесной «аудио-вселенной», можно было познать лишь интуитивно. Основной грех западной цивилизации (изобретение алфавита и возникновение письменности), а в Новое время создание типографского станка, по мнению М.Маклюэна, привели к тому, что человек начал переживать вещи как следующие одну за другой (подобно буквам в тексте), линейно и последовательно, переключив центр восприятия со слуха на зрение, что способствовало почти полной атрофии всех иных каналов сенсорного восприятия, кроме визуального: человечество вступило в механистическую эпоху, продолжающуюся по сей день. Таким образом, на смену «племенному» человеку, жителю деревни, пришел человек «типографский и индустриальный», а линия, ряд стали основной моделью организации приложения сил. Именно типография, а вернее технология книгопечатания, породила сборочный конвейер и первое массовое производство, то есть нечто, разобщающее людей. С тех пор начались процессы фрагментации общества и отчуждения человека: печатное слово позволило познавать мир
индивидуально, вне коллективного сознания общины.
Способствуя развитию индивидуализма, книгопечатание породило и национализм, превратив местные языки в средство массовой коммуникации, закрытые системы. Национализм возник как новое представление о групповой
17