Ви є тут

Региональные аспекты девиантного поведения молодежи : На примере Чеченской Республики

Автор: 
Оздиев Султан Амхатович
Тип роботи: 
На примере Чеченской Республики
Рік: 
2006
Кількість сторінок: 
183
Артикул:
192340
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретические и прикладные аспекты изучения девиантного 15
поведения.
§ 1. Девиантное поведение и факторы его формирования в современ- 15
ном обществе.
§ 2. Основные теоретические концепции причин девиантного повс- 19
дения.
§ 3. Специфика девиантного поведения молодежи. 37
Глава 2. Анализ тенденций и причин девиантного поведения в со- 55 временной России.
§ 1. Тенденции девиантного поведения населения России. 56
§ 2. Рост девиантности в среде российской молодежи и способы ее 75
нейтрализации.
Глава 3. Региональные аспекты девиантного поведения в Чеченской 100
Республике.
§ 1. Научные и социальные особенности исследования девиантного 100
поведения в Чеченской Республике.
§ 2. Наркомания: масштабы беды. 113
§ 3. Проблемы девиантного поведения в молодежной среде. 123
§ 4. Причины высокого уровня девиантного поведения и необходи- 140
мые меры противодействия.
Заключение 152
Библиографический список использованной литературы 159
Приложения 171
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность исследования. В 1991 г. вместе с провозглашением независимой России власть перешла к так называемому демократическому большинству, которое объединило и бывших коммунистов, и в прошлом беспартийных. Объединение произошло, прежде всего, на основе неприятия в той или иной мере старых коммунистических идеалов и особенно - результатов их претворения в обществе "реального социализма". Таким образом, было налицо первое и притом непременное условие для начала новой трансформации экономического базиса в России - власть тех, кто формировал условия для грядущих преобразований. Вслед за сменой власти началось реформирование российской экономики.
Суть преобразований, согласно официально выдвинутой версии, состояла в трансформации авторитарной, коммунистической и нищей России в цивилизованное, динамично развивающееся государство с демократической формой правления, способное обеспечить своим гражданам достойный уровень благосостояния и различные свободы. Проводимые в России радикальные реформы, затронувшие все сферы жизнедеятельности общества, привели не только к обещанным позитивным изменениям, но, пожалуй, в еще большей степени послужили причиной явлений социально-негативного характера. Прямым следствием либеральных экономических реформ, проводившихся в России на протяжении 90-х гг. XX века, явилось резкое усиление социальной и материальной дифференциации, появление новых социальных групп и слоев. В обществе возродились такие социальные группы, как предприниматели, банкиры, рантье, безработные. Население страны расслоилось на бедных и богатых, между которыми образовалась глубокая пропасть. Новые формы собственности привели к росту безработицы, формированию нетрадиционных источников получения доходов, изменению существующей системы перераспределения доходов и финансирования социальных программ. Возрожденный рынок не стал панацеей от кризисов, не смог обеспечить стабильное развитие отечественной экономики. Более
дение нормально и оправдано. Это его референтная группа, на которую он ориентируется. В некоторых случаях он рождается и вырастает в такой среде, его социализация проходит внутри такой группы, и ее ценности для него выше ценностей остального общества. В таких случаях поведение девиантно по отношению к обществу, но абсолютно нормально по отношению к субкультурной среде индивида. Ведь общение данного индивида, в основном, и протекает в своей среде.
Что же касается первого случая - индивидуальной формы девиантного поведения, то именно этот, личностный, уровень делинквентности, по нашему мнению, и следует считать собственно девиантным поведением, поскольку здесь модель поведения индивида не соответствует нормам и ожиданиям всего общества и не является приемлемой и конформной по отношению к какому-либо коллективу. Девиантное (отклоняющееся) поведение отдельных личностей, не вызванное принадлежностью к определенной субкультурной группе и воздействием среды, может, конечно же, тоже иметь разные формы и причины.
Так, процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностыо социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностыо интегрального социального статуса. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков является отклоняющееся (девиантное) поведение.
Существует много подходов к объяснению этого феномена: психоаналитические, делающие упор на роль раннего детства и бессознательные желания, стремления человека; трансакционный анализ, рассматривающий трехступенчатую структуру личности; поведенческий подход, где акцент переносится на неадекватное социальное научение; теория А. Адлера, согласно которой, младенец появляется на свет с чувством неполноценности и стремлением к совершенству; экологический подход, трактующий отклонения в поведении как результат неблагоприятного взаимодействия между ребенком и социальной ере-
дой; гуманистический подход, рассматривающий отклонения как следствие потери ребенком согласия со своими собственными чувствами.
Несмотря на множественность подходов, можно выделить некоторые общие основные предпосылки и факторы, которые зачастую оказывают воздействие на отклонения в развитии, на формирование неадекватных установок, вследствие чего процесс социализации нарушается, и формируются делинквентные модели поведения. Таковыми являются:
- внутренние конфликты, противоречия личности (это могут быть конфликты между скрытыми стремлениями и нормами, разрешениями, между чувством неполноценности и стремлением к самореализации, между стремлением к общению и недоверием и т.д.). Следует отметить, что конфликты - неизбежное явление при развитии. Однако, патологические и деструктивные последствия они приобретают, только если имеют достаточно глубокую основу, долгое протекание и не могут найти адекватного разрешения вследствие либо психологических особенностей личности, либо осложненности, нетипичности самого конфликта;
- отсутствие возможности идентификации себя с другими, с какой-либо группой. Это означает невозможность взглянуть на себя со стороны и осознать свое место в системе ролей и отношений. С точки зрения этапов развития Эриксона, процесс идентификации - наиболее важный для развития личности, он должен происходить в 12 - 18 лет. По его мнению, в этот период лучше конкретная, четкая идентификация себя с какой-либо асоциальной, конфликтной группой, чем отсутствующая или размытая идентификация, так как отрицательное отождествление себя в дальнейшем может измениться, а его неясность на этом этапе повлечет за собой дальнейшие проблемы;
- влияние среды. Здесь действуют два механизма: адаптация (агрессивное поведение в ответ на жестокое обращение, скрытость ~ в ответ на насмешки или обман) и подражание - т.е. перенятие наиболее часто наблюдаемых моделей поведения.