Ви є тут

Воздействие ментальности на формирование предпринимательской активности россиян

Автор: 
Крупская Елена Владимировна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2005
Артикул:
192579
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.................................................. 3
Раздел I. Сущность российской ментальности, на основные
характеристики и формы проявления............... 14
Раздел II. Генезис российского предпринимательства в аспекте
особенностей национального характера............ 56
Раздел Ш. Проблемы и пути повышения эффективности использования ментальности в формировании
предпринимательской активности.................. 94
Заключение.............................................. 136
■«
Список литерату ры......................................

3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена неуклонным возрастанием роли предпринимательства в жизни российского общества, расширением сферы бизнеса, повышением требований к его ведению. Сейчас человека в нашей стране все больше ценят не по его словам, а по профессиональным качествам. Развиваются индивидуальность, гражданственность, повсеместно внедряются инновационные идеи. Иными словами, формируются понятия и черты свободного гражданского общества, меняются в представлении россиян образ мира, отношения с другими народами и культурами.
На современном этапе исторического развития России становится актуальной задача распознать образ предпринимателя как социального организатора хозяйственной жизни общества. При этом нельзя ограничиваться лишь выявлением типических черт социальных групп предпринимателей (банкиров, промышленников, торговцев, фермеров и других собственников), требуется анализ всех факторов и условий, обеспечивающих развитие человеческой деятельности в сфере предпринимательства. Чрезвычайно важным является анализ воздействия на предпринимательскую активность российской ментальности.
Национальные особенности ведения хозяйства оказывают немалое влияние на характер предпринимательской деятельности и на степень развития личности, проявление ее деловой активности. Здесь имеют значение и социальная среда, где предприниматель воспитывается, и культурноэтнические традиции, и особенности семейно-бытового уклада, и степень сочетания образованности с нравственной воспитанностью личности, и многое другое. Становление и развитие русского предпринимательства, а также формирование предпринимательской активности россиян в
16
Ментальность трактуется как «глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное; совокупность устойчивых, распространенных в социальной группе интеллектуально-психологических установок и представлений, выражающих особое, своеобразное видение (осознание) принадлежащими к ней людьми окружающих реалий и ориентирующих социальное поведение индивида...»1. Дальше делается переход к ментальному сознанию, отмечается, что оно не имеет четких границ, на него могут влиять элементы обыденного, мифологического или религиозного сознания. Упор при этом делается на «политические реалии», в этом же аспекте говорится и о менталитете, подчеркивается, что в зависимости от сложившегося «менталитета класс, народ, нация и иные общности и группы обладают определенной восприимчивостью к тому или иному типу идеологии, культурных норм, политических ценностей и т.д.»2.
В Энциклопедическом словаре «Философия» ментальность трактуется как «образ мышления, общая духовная настроешюсть человека, группы. Ментальность является более широким и вместе с тем менее ясным понятием, чем стиль мышления, характеризующий лишь интеллектуальную предрасположенность к определенным умственным действиям»3. Менталитет, по мнению авторов словаря, - это или «склад ума» (от фр. тбШаШе), или социально-психологические установки, способы восприятия, манера чувствовать и думать»4.
Приведенные определения не просто вносят мало ясности в понимание сущности важного социального феномена. Они не дают четкого ответа, какими критериями можно анализировать ментальность и менталитет, а
‘ Ирхин Ю.В. Меіггальность // Социологическая энциклопедия. В двух томах. Том 1. - М.: Мысль, 2003. -С. 616-617.
2 Там же.-С. 617.
3 Ментальность // Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. - М.: Гардарикн, 2004. -С. 487.
4 Там же.
значит остается без ответа вопрос социального управления: как повысить эффективность его использования.
В научных публикациях, несмотря на постоянно возрастающее внимание к проблемам ментальности и менталитета (а возможно именно поэтому), существуют зачастую противоречивые, а нередко и не совсем ясные толкования сущности понятий, особенностей этих социальных феноменов. Существуют даже разные подходы к определению времени включения в научный оборот категории менталитет. О.Н. Козлова считает, что эта категория ведет свое происхождение от прилагательного mentalis, появившегося в XIV веке и обозначавшего в средневековой схоластике принадлежность разуму, рассудку, уму. В науку пришествие термина произошло из разговорного языка постепенно. Его начали использовать этнология, психология, антропология. Важную роль в понятийной разработке, считает О.Н. Козлова, нужно отвести французской школе «Анналов». Именно французским ученым Марку Блоку' и Люсьену Февру - представителям школы «Анналов», пишет она, принадлежит заслуга введения категории «менталитет» в научный обиход. Они и их ученики разрабатывали ее в рамках антропологических исследований и во многом способствовали тому, что та приобрела статус общенаучной. Термин обнаружил большой исследовательский потенциал, им заинтересовались представители большинства социальных и гуманитарных наук, среди которых следует выделить лингвистику, культурологию, этнографию, социологию и политологию1.
Нет смысла оспаривать это мнение. Отметим только, что выводы школы «Анналов» делались на основе анализа мира средневекового воображения.
' См. Козлова О.Н. Этничность человечества: пространства бытия и быта народов // Социально-гуманитарные знания. 2003. №5. - С. 67-68.